23.05.2007 / Горячая тема

Щит Родины остался. Но денег на него, увы, недостает

ЗАГОЛОВОК: Кольская земля встретила гостей холодным ветром с мокрым снегом. После 27-градусной жары в Москве контраст оказался разительным и был в пользу северян: не зря тут «полярки» платят. Делегация депутатов Государственной думы, а также представители аппарата правительства и различных ведомств прибыли в Заполярье для участия в «круглом столе» по вопросам местного самоуправления в ЗАТО. От встречи ждали практического результата: совместного обсуждения с депутатами областной думы и местных Советов, главами «закрытых» российских городов проекта Федерального закона «О закрытых административно-территориальных образованиях» и поправок в 131-й закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

С 2006 года «закрытые» города работают в новых условиях: 131-й закон определил, что особенности осуществления в них местного самоуправления устанавливаются федеральными законами. Однако закон о ЗАТО, принятый в 1992 году, морально устарел. В трудные времена он помог сохранить систему обеспечения государственной безопасности, а теперь нуждается в существенных изменениях. Каких? Это и решили выяснить на месте депутаты Госдумы.

Хотя погода не располагала к экскурсиям, в первый день участники встречи побывали в Полярном и Снежногорске. Изучили объекты социальной сферы и - особо внимательно - градообразующие предприятия. На СРЗ «Нерпа» осмотрели причальный комплекс, плавдок «Паплада», побывали в эллинге, в судокорпусном цехе и заводском музее. На 10-м судоремонтном заводе разговор состоялся в административном корпусе. Как живется судоремонтникам - вопрос не праздный. Именно наличие таких заводов дало в свое время основание для «закрытия» территорий, их производственные мощности призваны обеспечивать обороноспособность страны.

И если на «Нерпе», принадлежащей Минпромэнерго, ситуация достаточно благополучная, то 10-й завод, который находится в ведении Минобороны, испытывает дефицит финансирования. По словам начальника завода Анатолия Кольнера, предприятие могло бы осваивать 360 миллионов рублей, тогда как заказов у него на сумму в два раза меньше. Судоремонтники ждут от думцев скорейшего принятия закона о судостроении, а еще - с надеждой ожидают реорганизации и вхождения в состав ОАО «Центр судоремонта машиностроительное предприятие «Звездочка». Это позволит участвовать в реализации федеральных целевых программ, например, «Вооруже-ние-2015» и «Судостроение».

«Закрытые» города не без гордости демонстрировали свою социальную сферу. Многое удалось сделать за время, когда они полностью финансировались из федерального бюджета, - появились новые объекты культуры и спорта, отремонтированы учреждения образования, и в Снежногорске, и в Полярном строятся оздоровительные комплексы. Но нынешняя ситуация с финансированием не дает повода для радужного оптимизма.

- У нас за последние годы было реконструировано 80 объектов социально-культурной сферы, - подчеркнул Александр Маркман, глава ЗАТО Вилючинск, что на Камчатке. V капитана I ранга запаса, прошедшего подо льдами Арктики из Западной Лицы к Камчатке, душа болит за города, обеспечивающие боеготовность России: - С переходом на новую систему финансирования денег на развитие нет, их хватает только на покупку топлива и выплату зарплаты. Камчатская область - глубоко дотационный регион, поэтому рассчитывать на помощь из региональной казны не приходится. Нам говорят: «Развивайте экономику!» А как развивать, если для инвесторов наши края непривлекательны?! Какое развивать производство, если электроэнергия стоит более 2 рублей за Квт/час, а тонна мазута обходится свыше 10 тысяч рублей? У наших городов иное предназначение, они - щит для Родины. Сейчас перед нами стоят иные задачи, нежели десять лет назад: обеспечение деятельности флота на просторах океана!

О непростой ситуации, сложившейся в ЗАТО после включения их в новую схему разграничения расходных полномочий между бюджетами разного уровня и в общую систему межбюджетного регулирования, говорили в минувшую пятницу на «круглом столе» в Североморске. Председатель Мурманской областной думы Евгений Никора назвал две главные цифры: в 2006 году на выполнение полномочий, которые перешли области, региональный бюджет направил 7 нашим ЗАТО миллиард рублей, но из федеральной казны область этих денег недополучила. В первом квартале этого года перечислено еще 150 миллионов рублей. Необходимо увеличение финансирования и перераспределение средств.

По данным председателя комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Владимира Мокрого, в 42 муниципальных образованиях страны, имеющих статус ЗАТО, изменение порядка финансирования снизило уровень доходов бюджета. Подоходный налог, который прежде в полном объеме оставался на территории ЗАТО, теперь зачисляется в местный бюджет в размере 39 процентов, земельный налог в структуре доходов составляет и вовсе 3,5 процента - землями ЗАТО распоряжается федеральный центр. Дефицит бюджета, например, ЗАТО Заречный, что в Пензенской области, составил 585 миллионов рублей, уровень бюджетной обеспеченности снизился в 1,4 раза. Подобная тенденция свойственна и другим ЗАТО. Но даже при этом бюджетная обеспеченность в «закрытых» городах при помощи федерального бюджета все равно почти в 2 раза выше, чем в городах, не имеющих этого статуса, - 25 тысяч рублей на человека.

Заместитель губернатора Мурманской области Борис Воробьев предостерег: объективные показатели бюджетной обеспеченности некорректны. Взять, к примеру, Островной: удаленность - 360 километров, и есть только морское сообщение теплоходом «Клавдия Еланская», это съедает львиную долю расходов на муниципальное образование. Или другой пример - Заозерск. Чтобы доставить туда топливо, его нужно везти по железной дороге, затем морским и автомобильным транспортом.

«Надо, чтобы ЗАТО, как и прежде, финансировались из федерального бюджета» - звучало за «круглым столом».

Владимир Мокрый дал понять: финансовая помощь распределяется по единым методикам, но возврата к прежнему, федеральному, статусу не будет, поскольку это не соответствует проводимым реформам, преобразованиям в социально-экономической сфере и политике в области межбюджетных отношений.

Заместитель директора департамента межбюджетных отношений Министерства финансов Олег Бежаев высказал точку зрения своего ведомства. Минфин признает, что методика распределения дотаций едина для всех. Это не всем по нраву, но в том есть свои преимущества. Имеется резерв в виде дотаций на решение проблем, возникающих в течение года. В частности, деньги направляются на завершение строительства объектов, ввод которых в эксплуатацию не требует значительных затрат, поскольку их содержание на этапе стройки обходится дороже.

Минфин признает: вряд ли справедлив единый подход к городам при отселении, но в то же время много выделяемых средств муниципалитетами не осваивается. Методику распределения средств в соответствии с численностью населения в Минфине принять не могут: в таком случае больше субвенций на отселение получат города Минатома, где проживает 66 процентов населения, а сами населенные пункты находятся в более благоприятном географическом положении, в более комфортных климатических зонах. Однако постановление правительства, регулирующее процесс отселения с «закрытых» территорий, признал Бежаев, требует переработки, и, возможно, следует применять различные формы отселения, включая использование государственных жилищных сертификатов. Министерство готово оказывать помощь муниципалитетам с учетом их перспектив, но, увы, уровень прогнозирования остается низким. Камень в огород местных властей: деньги вкладываются большие, а потом оказывается, что впустую.

Особое внимание Олег Бежаев обратил на то, что финансирование упраздняемых муниципальных образований должно идти по отдельной федеральной программе. Нужна рабочая группа, которая займется этими вопросами, заранее должны создаваться условия для развития предпринимательства и малого бизнеса. При этом следует учитывать экономическую целесообразность сохранения или упразднения муниципального образования.

Глава ЗАТО Первомайский, что в Кировской области, Светлана Шалабанова привела пример: дивизия ракетных войск, дислоцировавшаяся в одном из поселков, входящих в состав ЗАТО, выведена четыре года назад, а муниципалитет вынужден содержать инфраструктуру в рабочем состоянии. В жилфонде остаются зарегистрированными 16 семей. Их пробовали выселить через суд, но тот встал на защиту граждан. Предприниматели в эти места не спешат: кому интересно вкладывать инвестиции в поселок среди лесов? Вот и осталась администрация перед вечной российской дилеммой: что делать?

Из-за удаленности экономически нецелесообразно содержать муниципальное образование Островной. В ближайшее время Минобороны, по информации начальника отдела ЗАТО управления по реализации жилищных программ службы расквартирования и обустройства Юрия Бурмашева, намерено ликвидировать Островной в числе 5 закрытых административно-территориальных образований - Первомайского и Кедрового (Красноярский край), Углегорска (Амурская область), Звездного (Пермский край). Воинские части должны покинуть Островной уже в этом году. На сегодня федеральный закон не регулирует процедуру упразднения муниципальных образований, и это порождает немало проблем.

- Мы должны понимать, что в законе о ЗАТО нужен четкий, прозрачный механизм, чтобы люди, которые отдали свои лучшие годы для укрепления обороноспособности страны, не остались «за бортом», - сказал президент ассоциации ЗАТО Министерства обороны Николай Волынец.

- Городки, не столь удаленные от областных центров, могут стать точкой опоры роста особых экономических зон на территориях прежних ЗАТО, - звучало на встрече. - Там есть социальная инфраструктура, и главное - квалифицированные кадры, этот потенциал нужно использовать в полной мере.

Обсуждалась и тенденция объединения ЗАТО, что касается, в частности, Полярного, Снежногорска и Скалистого. Надо сказать, идея нашла поддержку не у всех думцев. Но представитель аппарата правительства Виктор Прокопенко заметил, что это - компетенция президента, и его поручение по совершенствованию управления ЗАТО исполняется, к 1 июля должен быть подготовлен проект указа.

Еще один дискуссионный вопрос - выборность глав ЗАТО. Депутат Госдумы Валентин Лунцевич, например, считает, что выборность, как неотъемлемый институт демократического общества, нужно сохранить. Другие народные избранники и представители общественных организаций полагают: пришла пора, когда глава будет назначаться из числа избранных депутатов или наниматься по контракту по согласованию с ведомством, по линии которого «закрыт» город.

- Эта идея не нова, - подчеркнул Николай Волынец. - В 1995 году на конференции городов ЗАТО впервые прозвучало такое предложение. Тогда при голосовании в Думе не хватило 9 голосов. Это ведь не просто назначение. Назначенный глава также будет ответственным перед Советом и народом. Он должен обеспечить интересы государства и местного самоуправления.

Идея назначения нашла свое отражение в проекте поправок в закон о ЗАТО. В ближайшее время предложения, прозвучавшие на «круглом столе», будут аккумулированы в законопроекте. В документе должны быть четко прописаны зоны ответственности власти всех уровней, обеспечение режима безопасности и финансирование. Владимир Мокрый напомнил коллегам: работа над законопроектом затянулась, и если до июня по инициативе правительства или самих депутатов проект не будет внесен на рассмотрение, его придется рассматривать Госдуме следующего, пятого, созыва.

Для ЗАТО это вряд ли станет подспорьем в деятельности. Сейчас уже никто не сомневается: территории с особым статусом нужны России, но жить в новых условиях и выполнять свое главное предназначение

- обеспечивать боеготовность страны - «закрытым» городам ох как нелегко.

Лариса ГОЛОВИНА.

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.05.2007

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,008175,321878,225373,3423
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня