09.02.2008 / Горячая тема

"Безграничные" ремонты ограничили в сроках

Еще недавно покупатель, решивший возвратить в магазин, к примеру, некачественный мобильник, сталкивался с противоречивой ситуацией. С одной стороны, продавец обязан рассмотреть его претензию в течение 10 дней, а с другой - имеет право на проведение экспертизы (для установления причины поломки, определения характера обнаруженного дефекта). И нередко телефон "уплывал", как корабль в многомесячное плавание, надолго оставив покупателя в ожидании решения своей участи. Сегодня же, благодаря внесенным в закон "О защите прав потребителей" изменениям, долгим "рейсам", по идее, положен конец.

О переменах в правом поле рассказала начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Мурманской области Татьяна Юдина.

ПРЕДУПРЕЖДЕН - ЗНАЧИТ, ВООРУЖЕН

- Среди существенных изменений я бы назвала дополнения к той информации, которая должна сопровождать товары. Теперь обязательны сведения не только об изготовителе, но и об импортере продукции, если она выпущена за рубежом, - отметила Татьяна Владимировна.

Казалось бы, мелочь. Ведь на практике покупатель, как правило, обращается не к тому, кто произвел или завез в страну товар, а к тому, кто его продал. В подавляющем большинстве случаев с ними и идет выяснение отношений. Только вот в наше лихое время и продавцы попадаются тоже - лихие: сегодня они есть, а завтра - ищи ветра в поле. Мурманчане, в частности, с такими ситуациями столкнулись уже дважды. Первый нашумевший случай связан с исчезнувшим магазином "Ньютон", а совсем недавно улетучилась фирма, работавшая под маркой "Бетховен". И где этих продавцов теперь искать? Кому предъявлять претензии за некачественный товар, проданный покупателям? А обиженных среди них, заметим, изрядное количество.

В подобной ситуации новое дополнение к закону позволяет перевести стрелку на импортера - того, кто явился связующим звеном между нашим рынком и зарубежным изготовителем. Сведения о таковом, указанные на товаре, помогут в поиске ответчика.

- Этот путь, безусловно, более усложненный, поскольку импортеры или уполномоченные организации обычно находятся в Москве или Питере, но зато дает вполне реальную возможность помочь человеку, столкнувшемуся с подобной проблемой, - заметила Юдина.

Другой немаловажный момент касается покупок в кредит, а точнее - информации об условиях кредитования. Она должна предоставляться потребителям в полном объеме, подробно, а не в усеченных вариантах, вроде каких-то там "ноль процента" и "ноль первого взноса", какие мы привыкли видеть в магазинах и которые зачастую выполняют роль приманок-ловушек.

- Обязательна информация о размере кредита, полной сумме, подлежащей выплате, графике погашения. При этом обеспечивается одно из самых важных прав покупателей - на достоверную информацию, которая способствует правильному осознанному выбору, - подчеркнула собеседница. - Если до сих пор рядом с образцами товаров, продаваемых в кредит, нам в глаза бросались непонятные проценты, непонятно как взимаемые, с неизвестным итогом, во что выльется покупка, то сейчас все должно быть указано в конкретном денежном выражении. И эти сведения должны быть доступны покупателю.

О СРОКАХ ТЕПЕРЬ НЕ СПОРЯТ

Напомним, у человека в случае продажи ему товара с недостатками есть на выбор несколько вариантов требований, которые он может предъявить продавцу, - снижение цены, устранение недостатков, возврат товара или его замена. При этом законом установлен срок на рассмотрение заявлений, а продавцу предоставлено право удостовериться, кто повинен в возникновении дефекта - то ли завод напортачил, то ли сам гражданин "постарался".

- Продавцы, как правило, всегда проводят экспертизу. Но она раньше не была ограничена во времени, из-за чего возникали проблемы. Трудно было понять, с какого момента вести отсчет срока удовлетворения претензии: то ли со дня подачи покупателем заявления, то ли с момента выдачи экспертного заключения. Причем до его получения продавец вправе не принимать решения. Сейчас законом четко определено, что экспертиза должна быть проведена в сроки, установленные для удовлетворения покупательских требований, - подчеркнула Татьяна Владимировна.

Допустим, если человек настаивает на отказе от исполнения договора купли-продажи (возврат товара), на что предусмотрено 10 дней, то именно столько отводится продавцу на все про все - и на выявление виновного, и на решение участи заявителя. В иных случаях времени в запасе поболе: например, при замене товара - 20 дней, при ремонте - 45.

Кстати, максимальный срок на устранение дефектов, установленный в сорок пять суток, тоже - новшество. И тоже весьма существенное. Особенно (хоть и задним числом) его могут прочувствовать те, кто уже испытал на собственном опыте прелести "безграничного" ремонта.

- По новым правилам ремонт не должен превышать 45 дней. Это касается всех видов товаров. И я считаю такое решение очень позитивным, - заметила Татьяна Юдина. - Раньше магазины, как правило, писали: "Ремонт будет произведен в течение трех месяцев при наличии комплектующих деталей". А то еще "лучше": "Срок ремонта - три месяца после поставки комплектующих". Можно было ждать и ждать... Не получая никакой компенсации и не имея права предъявить другое требование, например, расторгнуть договор.

Еще один позитив внесла новая статья в законе, устанавливающая выплату неустойки за нарушение срока передачи потребителю товара, например, при продаже его по образцам. Таким способом частенько продается та же мебель.

- Неустойка определена немаленькая, учитывая, что по образцам обычно продаются дорогостоящие товары, - 0,5 процента от суммы предоплаты за каждый день просрочки, но не свыше уплаченной покупателем суммы, - пояснила начальник отдела.

Другое нововведение касается отдельной группы технически сложных товаров, выделенных постановлением правительства РФ в особый перечень. В нем значатся автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним, мотоциклы, мотороллеры, снегоходы, катера, яхты, лодочные моторы, холодильники и морозильники, автоматические стиральные машины, персональные компьютеры и несколько видов сельхозтехники.

Теперь в отношении этих товаров у потребителей есть право на возврат или замену, если в приобретенном изделии в течение первых 15 дней проявился недостаток. Причем неважно - существенный он или нет. Другое условие предъявления таких требований - если в течение года суммарный срок, когда из-за дефекта вы не смогли пользоваться товаром, составил более 30 дней. В иных случаях при выявлении несущественного недостатка человек имеет право только потребовать произвести ремонт. Если же недостаток будет признан существенным, возврат или замена товара возможны. Заметим, что к существенным относятся неустранимые недостатки или проявляющиеся неоднократно.

ЗАБЫВАТЬ НЕ СТОИТ

Однако, рассказывая о новом, хочется все же напомнить о том, что изменений не претерпело, но является очень важным для покупателя, и о чем, тем не менее, мы частенько забываем, создавая себе трудности.

- Очень многие приходят к продавцу и говорят, мол, тут вот с купленным товаром что-то не так. Но не указывают в заявлении, чего именно хотят - возвратить покупку, заменить и так далее. Продавец берет товар на экспертизу, время идет, а покупатель не получает никакого ответа. Обращается с жалобой к нам. Но при этом непонятно, о нарушении какого срока может идти речь. Человеком ведь никакого конкретного требования предъявлено не было. А каждому из них соответствует свой срок рассмотрения, - обрисовала Татьяна Владимировна весьма распространенную покупательскую ошибку.

Получается, чтобы не попасть впросак, надо сначала определиться в своих желаниях, а потом уже отправляться в магазин писать заявление. А еще лучше сделать это дома, без спешки.

- Четко изложите свои требования, и заготовьте заявление в двух экземплярах. На своем попросите продавца поставить отметку. Совсем не обязательно искать для этого руководителя. Любое уполномоченное лицо - продавец, кассир - вправе поставить подпись, расшифровав ее и указав должность и дату. Последний момент очень важен, поскольку от этого дня начинается отсчет установленного законом срока рассмотрения заявления, - подчеркнула Татьяна Юдина. - Если у вас отказываются принять заявление, а такое не часто, но случается, отправьте его заказным письмом на адрес продавца. С момента получения будет исчисляться срок.

Порекомендовали нам и спокойно реагировать на желание продавца провести экспертизу. Во-первых, это - его законное право. С другой стороны, оправдывает такое стремление и статистика.

- Из тех жалоб, с которыми к нам обращаются, необоснованных процентов сорок, - отметила начальник отдела. - Люди ведь и закон трактуют, как им хочется, и с товаром обращаются по-разному. Он может быть продан качественным, а порча происходит по вине владельца. В тех же мобильниках экспертиза и суп внутри обнаруживает, и воду...То есть надо помнить, что наши права заканчиваются там, где начинаются права других, в данном случае - продавца. Возвращать ему, порой, приходится очень большие суммы, и он должен быть уверен в том, что покупатель не виновен.

Татьяна РЯЗАНОВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.02.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня