16.04.2008 / Горячая тема

Час пробил... Кто виноват?

Фото: Ещенко С. П.

Внимательно прочитал статью Л. Лопатко "Час пробил... Выбери меня" (http://www.mvestnik.ru/shwpgn.asp?pid=20080318458). Автор поднимает очень важный вопрос: "законодательство несовершенно настолько, что порой даже разработчики Жилищного кодекса разводят руками". Этот тезис и хотелось бы обсудить. Действительно ли проблемы в одном законодательстве? Или существуют иные трудности в реализации реформы?

До 1 марта 2005 года, даты введения нового Жилищного кодекса, страна жила по законам, которые ясно указывали, кому и что делать и кто и за что должен отвечать. Ответственность власти была частью социальной политики государства. Однако внедрение рыночных отношений диктовало необходимость изменения старого Жилищного кодекса и приведения его в соответствие с Кодексом гражданским. Необходимо было поэтапно обучить всех жить в условиях самоокупаемости отрасли ЖКХ, перейти от монополии государства к рынку услуг. Но так, к сожалению, не произошло. Почему? Рассмотрим это на таком примере.

Можно ли человеку доверить автомобиль, если он не знает правил дорожного движения? Любой скажет - нет. Для этого надо изучить устройство транспортного средства (мало ли поломка в дороге) и правила движения на дорогах. Купив машину, собственник вряд ли отдаст свою "ласточку" в управление кому-то. Каждый хозяин предпочитает сам ухаживает за своей собственностью. Он понимает, что надо своевременно залить топливо, провести профилактический ремонт, заменить износившиеся детали, пройти техосмотр.

Этот пример наглядно показывает: приобрёл собственность, хочешь, чтобы она служила тебе долго - трудись, содержи, ремонтируй, и тогда она тебя не подведёт.

Что же предлагает нам власть в отношении жилья, которое передали когда-то нам в собственность, не предупредив о последствиях этого подарка. Как мы радовались тому, что стали собственниками, что у нас появилась возможность оставить свое жилье детям и внукам! Ведь у большинства это была первая и единственная недвижимость. И досталась она практически бесплатно. Правда, кто-то оказался в новостройке, и ему повезло, а кто-то - в разбитой хрущёвке, срок "службы" которой 25 лет, и он давно истёк.

Все прелести этого "подарка", который люди заслужили годами труда в первой стране социализма, мы стали ощущать на себе только в последние годы, когда резко подскочили тарифы. Они росли, органы местного самоуправления заключали в интересах третьих лиц (горожан) договоры на оказание услуг ЖКХ. Хотя этих договоров мы в глаза не видели, с нами-то их не заключали, игнорируя концепцию самой реформы ЖКХ. Наконец мы дожили до того, что стоимость коммунальных платежей, ремонта и содержания жилья превысила нашу пенсию, которую потом и кровью заработали на Севере.

Власть сформировала прямо-таки замечательную модель жилищных отношений, при которой человек, достигший пенсионного возраста, должен все отдать за тепло и крышу над головой. Новый Жилищный кодекс взвалил обязанности по управлению недвижимостью в полном объеме на людей, которые в большинстве своем не имели никакого опыта владения недвижимостью. Эти функции ранее выполняли органы местного самоуправления, они монопольно собирали и распределяли наши платежи, как и куда - история умалчивает. Деньги немалые и отказываться от них власть не хотела, поэтому и формировать публичные отношения в этой сфере на местах не спешила.

Но вспомним о примере про собственника автомобиля. Он, прежде чем сесть за руль, прошёл обучение, получил права. Об этом позаботился ГИБДД - государственный орган контроля и надзора. А вот как позаботились органы местного самоуправления о реализации реформы ЖКХ на местах? И заинтересованы ли они были в создании рынка услуг ЖКХ. Однозначно - нет. Слишком велик соблазн распоряжаться чужим "авто", и поэтому учить граждан не надо. Если они (собственники) будут знать объект управления, его устройство, правила эксплуатации, стоимость тех иных работ, услуг и вздумают принимать работу по акту - по фактически выполненному объему работ, тогда уж точно получить сверхприбыль станет невозможно. Куда проще иметь завышенный тариф, чем внедрять новые технологии. И вообще чем меньше знают, тем легче жить.

А вдруг граждане, не дай-то бог, узнают, что в соответствии с постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 г. тариф на ремонт и содержание жилого дома зависит от перечня имущества многоквартирного дома , находящегося в общем (совместном) пользовании жильцов. И что этот перечень определяет общее собрание жильцов, и именно на его основе определяется тариф на содержание и ремонт. Таким образом, стоимость по статье "содержание и ремонт" в разных домах будет разная. Но чтобы так было, люди должны знать свои права и должны определиться со способом управления жилым домом. Если же они этого не сделают, им будет назначена на основе аукциона управляющая компания. И тогда тариф (на ремонт и содержание) установит орган местного самоуправления.

Как говорил классик, "строгость российских законов компенсируется необязательностью их исполнения"... Большинство из нас привыкло жить по принципу: оставьте нас в покое. Зачем ходить на собрания, изучать какие-то правила и законы, принимать самостоятельно решения? Поэтому-то из-за нашей неорганизованности и пофигизма и принимаются сейчас решения о заочных голосованиях населения по выбору способа управления многоквартирным домом. А этим пользуются заинтересованные лица. Вот почему наверняка и тарифы возрастут, и услуги ЖКХ лучше не станут.

Сейчас в Мурманске идет компания по выбору способа управления многоквартирных домов. ОАО "Севжилсервис", например, предлагает жителям Ленинского округа заключить договор на 5 лет. Граждане не юристы, и, опираясь только на собственное разумение, подписывают договор, не осознавая юридических последствий. Но есть тут маленький нюанс.

Для тех домов, где способ управления жильцами не определён, по результатам аукциона будет назначена управляющая компания. В этом случае контроль за соблюдением действующего законодательства (а значит, и надзор за размером тарифов) останется за органом местного самоуправления, который утвердил их для конкурса. Но если же граждане до проведения аукциона уже подписали договор с ОАО "Севжилсервис", то лоты по данным домам будут сняты с аукциона, а жильцы станут работать с этим акционерным обществом и платить по тарифам компании. Какими он будут? Хозяин барин.

Ограничить аппетиты управляющей компании может только грамотный потребитель услуг. Таких среди нас немного. Для защиты прав потребителей в жилищной сфере цивилизованный мир объединился во Всемирную организацию защиты прав квартиросъемщиков со штаб-квартирой в Швеции. Однако опыт нашей организации "Мой дом" говорит, что граждане бегут за помощью защитников лишь в критической ситуации. А до той поры тихо отсиживаются по норкам. Но чтобы не доводить дело до "пожара", собственники и наниматели жилья должны объединяться уже сейчас. Это даст возможность привлекать квалифицированных специалистов, юристов, способных защищать наши права: отслеживать договора, предлагаемые управляющими компаниями и иными юридическими и физическими лицами, которые предоставляют услуги в сфере ЖКХ, вести переговоры с контрагентами и при необходимости защищать свои интересы в суде.

Александр КУЛИКОВ, председатель МРОО "Мой дом". Мурманск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.04.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня