25.06.2008 / Горячая тема

Шаг вправо, шаг влево - к прокурору!

Фото: Федосеев Л. Г.
Заместитель губернатора области Сергей Субботин.

Коррупция, как ныне признано на самом "верху", опутала своими щупальцами всю страну, мешая ее нормальному развитию. Было бы странно, если бы они не дотянулись и до Кольского полуострова с его немалыми богатствами. Как обрубить грязные щупальца - хотя бы большую часть? Разговор на эту тему "Вестник" начал не вчера. Продолжая его, газета предоставляет слово заместителю губернатора области Сергею СУББОТИНУ, который курирует эту сложную проблему.

- Скажите, что делает правительство области для борьбы с этим злом? Знаю, существует межведомственный совет по противодействию коррупции, вы - один из его руководителей. Чего он сумел добиться? Каковы итоги его деятельности?

- Вы, конечно, понимаете, что я не могу ответить так: мол, арестовали и посадили столько-то взяточников. Совет - отнюдь не правоохранительная структура, у него иные полномочия и задачи. Это совещательный орган, в котором представители власти и общественности обсуждают отдельные проблемы и предлагают пути их решения, подчас довольно кардинальные. Кстати, в Мурманской области система противодействия коррупции начала создаваться в 2006 году, то есть задолго до выхода в свет майского указа президента России. Работа совета - это лишь маленький элемент в системе антикоррупционных мероприятий. А вся она включает в себя много элементов, которые можно разделить на две группы. Первая - совершенствование законодательства, разработка новых нормативных документов, экспертиза и исправление уже принятых. Главная цель этой работы - обеспечить разумность, прозрачность и понятность всех действий чиновников с тем, чтобы не создавать условий для злоупотреблений служебным положением, получения взяток и т. д. Вторая группа - воспитание у жителей области уважения к закону и нетерпимости к преступности, повышение гражданской активности, создание условий для диалога граждан и власти.

- Несколько месяцев назад был принят областной закон о противодействии коррупции. Мне пришлось беседовать о нем с нашими оперативниками из разных структур. Они отзываются довольно негативно: говорят, что в документе много общих слов, в том числе насчитали около 80 фраз вроде "надо бороться с коррупцией", но мало конкретики. Вы согласны?

- Нет, не согласен. Там все сказано предельно кратко и четко: определены основные понятия, названы направления и формы противодействия коррупции, указано, кто этим обязан заниматься. Но следует уточнить: этот закон создавался не для оперативников. Он не может подменять собой федеральные законы, тот же Уголовный кодекс, которыми и должны руководствоваться правоохранительные органы в борьбе с преступностью, в том числе и с коррупцией. Для этой борьбы им даны особые права, разрешено применять специальные средства и методы - агентуру, слежку, спецтехнику и прочее.

Гражданская власть этим заниматься не должна и не вправе. Задача региональной власти и местного самоуправления - разрабатывать правильные законы и добиваться их исполнения, делать свою работу открыто и понятно для граждан, осуществлять мониторинг коррупционных рисков и минимизировать их... То есть создавать условия, препятствующие возникновению коррупции.

- А что, у нас есть правильные и неправильные законы?

- Коррупция - это всегда цепочка из трех звеньев: чиновник - закон - гражданин. Но подчас закон бывает неконкретен, имеет разночтения или пробелы. Когда в нем четко не очерчены правила поведения, то чиновник может городить отсебятину, требовать лишнего, пускать гражданина "по кругу" и так далее. Причем такого деятеля не ущучить - ведь в законе-то не указано, как именно надо поступать в определенных ситуациях. Нечистоплотный человек, обретя власть, может превратить свои должностные обязанности в волшебный "черный ящик" с дырочкой: бросишь в него денежку - получишь, чего хочешь. Нет денежки - ходи по кругу! Поэтому надо сделать закон прозрачным и понятным, как часовой механизм под стеклом. Вот этим мы и занимаемся на областном уровне - добиваемся того, чтобы в документе не было разночтений, чтобы права гражданина и обязанности чиновника излагались предельно ясно. Буквально так: шаг вправо, шаг влево - к прокурору!.. Главная цель - перекрыть лазейки для коррупции, то есть для взяток, использования служебного положения в личных целях и прочего.

Возьмем для примера выдачу лицензий. Из закона следует, что гражданин должен подать заявление и сопутствующие документы, а чиновник - выдать лицензию или отказать. Необходимо, чтобы приложением к этому закону стала четкая инструкция - как именно, в каком порядке, объеме, в какие сроки исполняются определенные действия. Все должно быть расписано максимально подробно. Для этого и разрабатываются регламенты исполнения законодательных норм. В первую очередь, тех, которые регулируют порядок оказания различных государственных услуг гражданам, предпринимателям и юридическим лицам.

- Почему же такие регламенты не создаются одновременно с законами?

- Потому что это весьма масштабная и кропотливая работа. Только федеральные и региональные органы власти оказывают населению более 600 государственных услуг. Плюс еще муниципальные. И все их надо описать, точнее, подробно расшифровать. Причем так, чтобы было не только правильно по закону, но и понятно для гражданина. Совершенствование законодательства и регламентация функций власти это основной стержень административной реформы в России, о которой сейчас много говорят, и которую мы тоже осуществляем.

- А как пишутся и исполняются законы в других странах?

- Везде примерно одинаково. Наша беда в том, что 90 лет назад все наработанное законодательство было выброшено в печку. Сочинили другое. Прошло 70 лет, и его тоже пришлось выбросить. И вот последние полтора десятка лет мы создаем новое законодательство. Причем такими темпами, какие никому в мире не снились: ежегодно издаются сотни законов, постановлений, указов, инструкций... Да, напряженный ритм нередко сказывается на их качестве. Однако если нас не занесет опять, как в 1917-м, глядишь, управимся. Будем улучшать, дорабатывать то, что создано наспех. Это нормальный процесс.

- Нормальный, но длительный. Не опоздаем ли? Сейчас выросло новое поколение, которое буквально с пеленок постоянно слышит: коррупция пронизала наше общество сверху донизу. Не получится ли так, что молодые, привыкнув, начнут считать ее обыденным явлением? Может, и досадным, но неизбежным обстоятельством повседневной жизни...

- Вы обрисовали серьезную опасность. Ведь труднее всего меняются стереотипы сознания. Если зло будет восприниматься большинством граждан, как данность, как практически норма, с ним окажется бесполезно бороться. Именно в этой сфере власть должна поработать особенно серьезно и изобретательно. С законодательством-то все более-менее понятно. А вот воспитание антикоррупционного сознания и поведения граждан - нелегкое творчество. Здесь необходимо применять самые разные способы, средства и силы. Это и учебно-воспитательный процесс на всех ступенях системы образования. Это и просветительская работа в общественных организациях. Это литература, кино, театр, газеты, телевидение, радио. Это корпоративные кодексы поведения. Это телефоны и сайты доверия.

Надо добиваться, чтобы граждане негодовали, сталкиваясь с малейшими проявлениями коррупции. И желательно, чтобы они не скрывали своего негодования. А если это будет невозможно или неуместно делать открыто - пользовались бы телефоном доверия.

Очень сильно влияет на формирование общественного сознания результативность действий правоохранительных органов. Ничто так не развращает, как безнаказанность. Поэтому любое коррупционное проявление, если оно замечено властями или гражданами, должно быть пресечено и наказано.

- Однако судебных процессов по делам этого рода что-то не так много?

- По количеству судебных решений не стоит судить об уровне коррупции. Оно, скорее, показатель эффективности работы правоохранительной системы, а также - и в немалой степени - состояния общества. Выходит, многие пока предпочитают помалкивать. А коррупция по своей природе явление очень скрытое: когда дается взятка, об этом знают только два человека. И если тот, у кого вымогают деньги, высказывает свое негодование жене на кухне, а не прокурору, скорее всего, негодяй останется безнаказанным... Только не поймите, будто я призываю к очередной компании, так сказать, охоте на ведьм. Надо четко понимать суть явления. А то ведь есть у нас такая черта - скрести все под одну гребенку. Скажем, пришлось бабушке простоять в поликлинике за рецептом на лекарство два часа, она и ворчит: "Все продажные, везде коррупция!" Хотя на самом деле столкнулась с неумением организовать работу, беспорядком - в общем, просто бардаком.

- Но бардак и есть почва для коррупции.

- Согласен, но все-таки это не одно и то же... Вот если провести социологическое исследование бардака, то здесь мы, вполне возможно, будем впереди планеты всей. Это тоже следствие уровня нашего общественного сознания.

- А вы располагаете сведениями о реальных масштабах коррупции?

- Такими, которые способна дать нынешняя наука, - да. По заказу правительства области социологи провели углубленное исследование этой проблемы. Анкетным способом опросили 2,5 тысячи жителей области - рядовых граждан, государственных служащих и предпринимателей - из 17 населенных пунктов. И выявили основные так называемые рынки коррупции, а также органы государственной власти и местного самоуправления, наиболее подверженные рискам коррупции. В результате правительство получило научно обоснованные данные о состоянии этого явления и рекомендации по построению антикоррупционной политики. С ними может ознакомиться любой - отчет социологов размещен на официальном интернет-портале областного правительства.

- И какое практическое применение нашли эти данные?

- На основании исследования определены те органы государственной власти, для которых в первоочередном порядке необходимо внедрить ведомственные антикоррупционные программы. Это, в частности, управление по лицензирированию, комитеты по лесному хозяйству, по природным ресурсам и охране окружающей среды, по ветеринарии и охране животного мира, по здравоохранению, департамент имущественных отношений, департамент строительства и ЖКХ.

Кроме того, созданы каналы связи - специально для обращений граждан о проявлениях коррупции в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Это телефонная линия (тел. 486-400), интернет-раздел http://anticorr.gov-murman.ru на портале правительства области, ящик электронной почты с адресом wzjiatkamnet@amo.murman.ru.

В течение 2007 года по этим каналам поступило 132 обращения граждан, содержащих, по их мнению, информацию о коррупционных проявлениях, 22 из них направлены в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру. За пять месяцев этого года поступило уже 81 сообщение, из них 19 направлены в правоохранительные органы... Кстати, очень важный момент: за рубежом любой гражданин не считает зазорным позвонить куда надо, назвав свое имя и фамилию, если заметит, что сосед нарушает закон.

- А у нас подчас боятся, поскольку за такое сообщение могут отомстить, и весьма жестоко. К тому же за последние полвека сложилось устойчивое мнение, что подобное обращение к властям - это непременно стукачество, то есть низкий поступок...

- Стукачество - это вранье или поклеп, когда из мухи делают слона - причем обычно в корыстных целях. Но мы с вами говорим о реальном зле. Чтобы изобличить и пресечь его, необходимы другие качества - смелость, принципиальность, чувство личной ответственности за то, что происходит вокруг. На мой взгляд, разница очевидна... Конечно, не все герои, не каждый может защитить себя от мести негодяя. Но именно поэтому и существуют телефоны доверия. Не желаешь ими воспользоваться - значит, ты согласен существовать в бардаке и кланяться коррупционерам. А стремишься жить по-человечески, в нормальной стране - не мирись со злом, которое тебя окружает!

Весьма значительна в этом деле и роль средств массовой информации. Мы видим, что они в целом понимают ее и активно подключились к антикоррупционной деятельности. Ваш "Мурманский вестник" опубликовал немало серьезных статей на эту тему. Телевидение и радио организовали цикл передач на тему "Коррупция: власть и общество", "Взяткам - нет". Ряд журналистов был награждены после подведения итогов соответствующего конкурса. Такое сотрудничество приносит пользу обществу, и оно будет нами обязательно продолжено.

Зарема БОРОВАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.06.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,009878,361382,198475,5219
Афиша недели
«Лимита» широкоэкранная
Гороскоп на сегодня