09.10.2008 / Горячая тема

Государственные жилищные сертификаты: станут ли перспективы реальностью?

Как известно, жилье - товар дорогостоящий. И значительная часть населения, опекаемая государством, самостоятельно приобрести его не в состоянии.

В советские времена для подавляющего большинства единственной возможностью решить «квартирный вопрос» было получение бесплатного государственного жилья. Но после распада СССР объемы его строительства резко упали, что, естественно, привело к значительному обострению жилищной проблемы в стране.

Эффективный выход из создавшейся ситуации был найден в конце 90-х. В январе 1998 года российское правительство утвердило федеральную целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», в которой был впервые применен механизм обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, путем предоставления им бюджетных субсидий.

За несколько лет сертификаты полностью себя оправдали. В конце 2005 года, после устранения изъянов и усовершенствования правовых основ, метод предоставления жилья с использованием ГЖС стал основой новой подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», введенной в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. В подпрограмму были добавлены еще четыре категории граждан:

- выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

- участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица;

- признанные вынужденными переселенцами;

- подлежащие отселению с комплекса «Байконур».

С тех пор прошло менее трех лет. За это время льготным категориям россиян было выдано более 52 тыс. сертификатов на общую сумму около 63,5 млрд. рублей, из них 25 тыс. сертификатов на 28,5 млрд. рублей граждане получили через администрации субъектов РФ.

Выполнение подпрограммы в целом по стране можно назвать успешным. В одной только Мурманской области с марта 2006 по август 2008 года 637 льготников получили сертификаты. Около 400 семей, нуждавшихся в жилье либо улучшении жилищных условий, отпраздновали новоселье. Область выполнила план по выдаче ГЖС на 85%, что свидетельствует о добросовестном и ответственном отношении к делу региональных органов исполнительной власти.

КатегорияВыданоРеализовано
Граждане, уволенные с военной службы45,6 млн. руб.
(48 шт.)
40,6 млн. руб.
(43 шт.)
Участники ликвидации последствий радиационных аварий13,3 млн. руб.
(13 шт.)
11,3 млн. руб.
(11 шт.)
Вынужденные переселенцы5,2 млн. руб.
(6 шт.)
3,1 млн. руб.
(5 шт.)
Граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера728,5 млн. руб.
(570 шт.)
364,9 млн. руб.
(335 шт.)
ВСЕГО по Мурманской области792,6 млн. руб.
(637 шт.)
419,9 млн. руб.
(394 шт.)

Всего в России за 10 лет существования ГЖС было обеспечено жильем более 156 тыс. семей (что составляет почти 510 тыс. человек), приобретено свыше 9 млн. кв. метров жилья для постоянного проживания. Расходы федерального бюджета составили более 92 млрд. рублей.

Казалось бы, неплохо. Однако данные о количестве бесквартирных льготников портят оптимистичную картину: сегодня в жилье нуждается почти 511 тыс. семей, перед которыми государство имеет жилищные обязательства.

Категории гражданПотребность в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета (на 01.01.08)
Военнослужащие (сотрудники органов внутренних дел), подлежащие увольнению с военной службы (службы)186472
Граждане, уволенные с военной службы (службы)44085
Граждане, подлежащие отселению с комплекса «Байконур»392
Участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица26730
Граждане, признанные вынужденными переселенцами38445
Граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей214772
Всего:510896

Причина, как водится, в недостаточности бюджетного финансирования. До 2010 года запланировано потратить на программу чуть более 160 млрд. рублей. Однако этих денег хватит на обеспечение сертификатами всего 116 тыс. семей, что составляет лишь около 29% от потребности, в том числе:

увольняемых военнослужащих– 68,8%;

граждан, уволенных с военной службы (службы), – 57,6%;

участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф – 39,1%;

вынужденных переселенцев – 14,3%;

граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера, – 8,7%.

Здесь нужно оговориться: увеличение ассигнований на подпрограмму вряд ли поможет должным образом решить проблему обеспечения жильем льготных категорий граждан. Всевозможные административные барьеры, отсутствие коммунальной и социальной инфраструктуры, длящиеся годами споры хозяйствующих субъектов о принадлежности земельных участков под жилищную застройку – вот далеко не полный перечень причин, делающих невыгодным строительство нового жилья. Дефицит «первички» осложняет возможность приобретения квартир и на вторичном рынке недвижимости, поэтому при резком увеличении финансирования подпрограммы многие владельцы сертификатов попросту не смогут реализовать положенную им социальную выплату. В итоге немалая часть льготников будет обеспечена сертификатами, но никак не жильем, что противоречит целям и задачам подпрограммы. Поэтому суммы бюджетных ассигнований должны расти в строгом соответствии с увеличением темпов строительства нового жилья в стране.

На сегодняшний день существует помимо прочего острая необходимость в оптимизации существующей правовой базы подпрограммы. Министерство регионального развития и ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» уже внесли на рассмотрение правительства РФ ряд соответствующих предложений.

К примеру, планируется отказаться от дополнительных ежегодных выпусков ГЖС. Ведь до сих пор реализуются сертификаты 2007 и даже 2006 годов.

Кроме того, Минрегион предложил определять норматив стоимости 1 кв. м жилья и выпускать сертификаты только один раз в год (вместо нынешнего раза в полугодие) для всех категорий, за исключением северян. Соответственно, получить сертификат за этот период тоже можно будет лишь единожды, поэтому отказываться от него в расчете на следующий, более «дорогой», станет просто неразумно: подпрограмма пока рассчитана только по 2010 год.

Подобная мера позволит обеспечить сертификатами максимально возможное число очередников и облегчит проверку выдачи и реализации сертификатов в регионах.

Кроме того, у льготников есть основания надеяться на пересмотр требования об обязательной сдаче имеющегося у них жилья. Если такая норма будет принята, граждане получат право выбора: сдать – и реализовать сертификат, рассчитанный исходя из полного размера субсидии, либо не сдавать – и получить ГЖС только на метры, недостающие для улучшения жилищных условий.

Эта мера направлена прежде всего на популяризацию механизма ГЖС. Сейчас многие участники подпрограммы отказываются от получения субсидии исключительно из-за нежелания терять жилье, рыночная стоимость которого зачастую выше сертификатной. Главным образом это относится к ликвидаторам радиационных аварий и катастроф: большинство из них жильем уже обеспечено и нуждается только в улучшении жилищных условий, и потому требование о безусловной сдаче занимаемых помещений является для них абсурдным.

Не менее актуальным можно считать и предложение Минрегиона об увеличении срока, отведенного на выдачу сертификатов, до трех месяцев (в настоящее - два месяца). Одновременно предполагается разрешить замены сертификатов, установив срок их действия не более чем для ранее выданных - за исключением замены, связанной со смертью владельца сертификата или члена его семьи. В этом случае срок должен исчисляться заново и составлять 6 месяцев.

Эти и другие предложения в самое ближайшее время - после согласования с заинтересованными министерствами и ведомствами - также будут внесены на рассмотрение правительства Российской Федерации. По словам информированных источников, их окончательное утверждение не за горами. Что ж, поживем - увидим.

Информация департамента строительства и ЖКХ Мурманской области

Мурманской области в 2008 году (в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы) выделено 757 государственных жилищных сертификатов (ГЖС) на сумму 1090,5 млн. рублей. В том числе:

34 сертификата гражданам, уволенным с военной службы, на сумму 49,3 млн. руб.;

10 - участникам ликвидаций радиационных аварий и катастроф на сумму 14,2 млн. руб.;

2 - вынужденным переселенцам на сумму 3,5 млн. руб.;

711 - гражданам по категории «выезжающие из районов Крайнего Севера» на сумму 1023,5 млн. руб.

Самая массовая из социальных жилищных программ в нашем регионе - это хорошо известная программа переселения. В отличие от остальных, она ориентирована на приобретение жилья за пределами Мурманской области для социально незащищенных категорий граждан - инвалидов, пенсионеров, безработных. За десять лет существования ГЖС субсидии на приобретение жилья получили более 4000 семей.

По состоянию на 1 января 2008 года, в очереди на переселение числилось 26777 семей (60803 человека). Из них семей инвалидов - 2356, пенсионеров - 23179, безработных - 9, работающих граждан - 1233.

Средства на реализацию программы переселения выделяются ежегодно. В нынешнем году, как уже говорилось, это 1023,5 миллиона рублей. Примерно столько же составят суммы в 2009 и 2010 годах. Таким образом, за три года Мурманской области по этой программе запланировано выделить из федерального бюджета более 3 миллиардов рублей.

Соответственно, по предварительным расчетам, все инвалиды 1-й и 2-й группы, а также инвалиды детства, пожелавшие уехать в 2008 году, получат сертификаты.

Остальные жилищные программы, в рамках которых новоселье справляют нуждающиеся в улучшении жилищных условий военные пенсионеры, чернобыльцы и вынужденные переселенцы, финансируются гораздо слабее, и их результаты менее впечатляющи. Однако за сухими данными о количестве выданных сертификатов стоят и другие, свидетельствующие о постепенном улучшении ситуации. Например, в областном списке на улучшение жилищных условий практически не осталось бесквартирных чернобыльцев и вынужденных переселенцев. Почти все военные пенсионеры распрощались со служебными или съемными квартирами. А это означает, что в 2009 году получателями государственных жилищных сертификатов будут очередники, дожидающиеся улучшения жилищных условий.

Елена СОКОЛОВА, пресс-секретарь объединенной дирекции по реализации федеральных инвестиционных программ при Минрегионразвития РФ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 09.10.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,849775,807679,332773,7570
Афиша недели
Тени незабытых предков
Гороскоп на сегодня