25.10.2008 / Горячая тема

Предупрежден – значит, вооружен

- С какого возраста ребенок считается личностью? - был задан вопрос старшеклассникам.

- Когда он начинает общаться… Когда паспорт получит… - раздались робкие ответы.

- С рождения! - наконец-то уверенно прозвучало одновременно с нескольких сторон.

В мурманской школе № 45 шел необычный урок. Его инициаторами были сотрудники консультативного пункта по работе с семьей, что действует в Ленинском округе (это отделение Мурманского центра социальной помощи семье и детям). Тема урока - разговор о правах ребенка и обсуждение проблемы насилия. Проблемы, с которой социальные работники и психологи консультативного пункта по роду своей деятельности сталкиваются ежедневно. К ним часто обращаются жители округа за помощью. Обращаются, когда чувствуют, что жизнь надо менять к лучшему, а как это сделать - не знают.

А однажды пришла к ним социальный педагог из 45-й школы. Ее встревожил один из восьмых классов. В семьях некоторых ребят было явное неблагополучие, следовало разобраться, и поскорее. Специалисты консультативного пункта пришли в школу, начали работать и с этим неблагополучным классом, и с другими старшеклассниками. Так завязалась дружба со школой.

О насилии над ребенком - его видах и личинах, противоборстве ему, местах, куда можно обратиться за помощью, с ребятами уже не раз обстоятельно говорили. И вот закрепление пройденного. Общий урок, на который собрались учащиеся 9-х и 10-х классов, провела психолог Евгения Коптева. В занимательной форме не только обсуждались, но и обыгрывались разные ситуации. Подробно, шаг за шагом, ребята описывали свои действия, анализируя их и давая оценку происходящему: опасно это или не очень и как сделать так, чтобы свести опасность к минимуму.

Вот, например: вы играете во дворе, к вам подошел пожилой человек и попросил довести его до аптеки, потому что он почувствовал себя плохо. Ваши действия? Это условия задачи, решить которую требуется с минимальным риском.

Подросток, вызвавшийся отвечать, очень грамотно изложил последовательность своих действий, веско их аргументировал. Да, он пойдет, проводит обратившегося к нему за помощью пожилого человека, но неплохо при этом взять с собой приятелей, а идти надо по оживленным улицам, не заходя в пустые переулки, и так далее.

Поневоле с ностальгией вспоминаешь старые добрые тимуровские времена с безоглядными порывами, когда бабушку переводили через дорогу, не ожидая, что на самой середине пути старушка вдруг вынет ножик из кармана.

Хотя дети страдают от взрослых во все времена. Насилие может быть не только физическое и сексуальное, заучили ребятишки, но и психологическое. Виды психологического насилия пытаются они вычленить из предложенных ситуаций. Особенно активно обсуждали ребята очень характерную для их среды сценку. Одному мальчику нравится девочка, сказать об этом ей он стесняется, советуется с приятелем, а тот его высмеивает. Кстати, по звучащим с разных сторон репликам хорошо видно, кому привык доверять подросток.

- Надо было с родителями сначала посоветоваться, - уверенно сказала одна девочка.

- Да ну, с родителями! - так же уверенно пресекла ее другая.

Вообще, семья для ребенка должна быть крепким тылом, его крепостью, его спасением. К сожалению, нам знакомо и такое устойчивое словосочетание, как «насилие в семье». В подтверждение этому - детские рисунки на заданную тему, которые были вывешены к этому уроку на стену. Как себе представляют дети насилие? Это хулиганы на улице, злые дядьки с палками, а еще орущие друг на друга папа и мама, между которыми ребенок, как попавшее в мельничные жернова зернышко. Злая мама была изображена не на одном рисунке.

- Когда такой ребенок вырастет и сам станет родителем, он тоже будет бить своего ребенка, - сказала по этому поводу одна девочка, а потом очень оптимистично добавила: - Но может проявить силу воли и не стать таким.

Вот, чтобы «не стать таким», детей учат искать ненасильственный выход из сложившейся ситуации. На этом уроке они превратились в космонавтов, прилетели на планету, где могли бы получить необходимые для их выживания ингредиенты. Но как их заполучить? Забрать силой никто, естественно, уже не помышлял. Кто-то сбился на тон: подайте, люди добрые. Но в основном ребята нашли верное решение: у нас есть чем поделиться с вами, поделитесь и вы. Вот так - доброжелательно, с открытым забралом и не теряя чувства собственного достоинства.

Такие тренировки для детей не лишние в наше, хоть и мирное, но не без криминальных происшествий время. Ребенок должен знать, что кроется в очередной темной подворотне или за слащавой улыбкой доброго дяденьки. И реагировать адекватно, избегать и подворотен, и дяденек. А если что, знать, по какому номеру телефона звонить, в какие двери стучать, прося помощи. В конце занятия ребятам раздали буклеты с телефонами, адресами и советами на разные случаи жизни.

Ты вправе самостоятельнообратиться за защитой:

в школу, в которой учишься, - к классному руководителю, социальному педагогу, школьному инспектору, психологу;

в подразделение по делам несовершеннолетних ОВД г. Мурманска: Ленинский округ (тел. 22-45-44); Октябрьский округ (тел. 45-08-37); Первомайский округ (тел. 52-84-26);

в социальные учреждения:

Мурманский городской центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (тел.: 26-44-23; 26-19-27; 26-43-27);

Информационный реабилитационный центр для девочек, подвергшихся насилию (тел. 47-21-17);

Мурманский центр социальной помощи семье и детям (тел.: 27-51-39; 27-51-78);

Комплексный центр социального обслуживания молодежи (тел.: 25-03-81; 25-57-54; телефон доверия 27-75-55);

Детскую общественную приемную (тел. 45-89-42).

Галина ДВОРЕЦКАЯ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 25.10.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня