27.11.2008 / Горячая тема

Да подавись ты своими копейками!

Рассказывая мне эту историю, пожилой мурманчанин был так расстроен, что порой у него перехватывало дыхание…

Пришел Виктор Павлович в магазин за дежурным продуктовым набором - купить хлеб, кусок колбасы, молоко, сладкий сырок. Он пенсионер и товар выбирает всегда внимательно - по карману. Подошел к кассе, стал расплачиваться, и тут оказалось, что одна из нехитрых покупок вдруг стоит дороже. Но с какой такой стати? На ценнике-то другое написано! А кассир в ответ: «Значит, ценник не поменяли еще на новый - не успели».

Собственно говоря, сталкивался он с подобным и раньше. Как, пожалуй, и многие другие читатели. Как сталкивалась, признаюсь, и я, причем не где-нибудь, а в торговом центре одной из крупнейших мурманских сетей. Но ведь мы привыкли к тому, что жизнь постоянно дорожает, смирились с неизбежностью этого, вот и к подобным ситуациям относимся, точно к капризам погоды: что, мол, поделаешь, климат такой… Махнем рукой и заплатим, сколько скажут. А не сколько написано черным по белому.

Но в этот раз Виктора Павловича, что называется, заело. И он упрекнул подошедшую к кассе представительницу магазина: «Нечестно поступаете, в заблуждение вводите стариков».

Ну а дальше произошло то, что и привело пожилого мурманчанина в такое состояние, когда гораздо важнее хлеба или колбасы оказывается нитроглицерин. Впрочем, предоставлю слово ему:

- Она скривилась: «Да подавись ты своими копейками!» - и швырнула мне деньги. Уж не знаю, кто она у них, главная или нет? Еще и добавила: «Навар получи». Навар?! У меня от таких слов в глазах потемнело… Я бы стал в другой магазин ходить, да этот ближе к дому. Неужели на таких нет управы? Вы бы подсказали, как на место их поставить. Я вообще хамства не терплю - никогда мимо не прохожу, если рядом кого-то оскорбляют. А тут, похоже, еще и надувают покупателей. Вот скажите, имеют они право так поступать?

Вопроса тут, по сути, два. И на один из них ответ в нашей стране ищут уже сотни лет. Разумеется, права на хамство нет ни у кого. Вот только покончить с этим распространенным недугом никак не получается. Тут медицина бессильна, да и милиция вряд ли поможет: бороться с грязью в душе - не ее задача. Единственный сколько-нибудь действенный рецепт - неприятие со стороны окружающих, немедленный моральный отпор. Да только часто ли это случается? Когда человека унижают, оказавшиеся рядом обычно, увы, вмиг становятся глухими и слепыми. Хотя потом, думается, в своем кругу по этому же поводу возмущаются: мол, что творится-то! Пожалуй, многое было бы иначе, если бы мы вели себя по-другому: хам, он ведь смеет проявить себя во всей красе только в обстановке равнодушия, безнаказанности. Побольше людей вело бы себя так, как Виктор Павлович, наверное, не так бы вольготно себя чувствовали любители похамить.

Другой вопрос - суть конфликта, возникшего между покупателем и магазином. В самом деле: имеют продавцы право требовать с покупателя больше, чем указано на ценнике? Могут ли для этого быть оправдания?

За ответом я обратилась в управление Роспотребнадзора по Мурманской области. Вот что сказала заместитель начальника отдела по защите прав потребителей Валентина Хельмянова:

- Если при расчете за товар с вас берут сумму, которая не соответствует указанной в ценнике, это нарушение закона РФ «О защите прав потребителей». В нем четко сказано, что для обеспечения покупателю возможности выбора продавец обязан предоставлять полную, объективную, достоверную и своевременную информацию о товарах. Подчеркну: своевременную! Не успели - это проблема торгового предприятия, но никак не покупателя. В этом случае вы вправе оплачивать покупку по той цене, которая указана в ценнике. И доводы работников магазина - мол, товар подорожал, а ценник не успели заменить - не могут служить оправданием. Если расчет все-таки был произведен по новой цене и вы об этом узнали только после того, как оплатили товар, магазин по вашему требованию должен возместить убыток. Есть и другой выход: вернуть покупку и получить потраченные на нее деньги - такое право у потребителя тоже есть.

Кстати, за «нерасторопность», которая бьет по карману покупателя, предприятие торговли может и штраф схлопотать. Поскольку требование предоставлять своевременную и достоверную информацию отражено еще и в «Правилах продажи отдельных видов товаров». В соответствии с этим документом за подобное нарушение работники магазинов несут ответственность по статье 14.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Так, за введение потребителей в заблуждение налагается штраф: на должностных лиц в размере от тысячи рублей до трех, а на юридических лиц - от десяти до тридцати тысяч. И, между прочим, в нашей области есть случаи, когда за подобные нарушения торговцев наказывали рублем.

Как же следует грамотно действовать, столкнувшись с тем, что товар продается не по той цене, которая указана в ценнике, рекомендует Валентина Хельмянова:

- Первое, что необходимо предпринять, - сообщить о нарушении старшему работнику смены или администратору магазина и предложить вернуть из уплаченной суммы разницу в цене. Если отказываются - зафиксировать это в «Книге жалоб и предложений», которую вам обязаны предоставить по первому требованию. В записи точно укажите день и время происшедшего, а также адрес, по которому руководитель предприятия должен в двухнедельный срок сообщить вам о принятых мерах. Если же останетесь не удовлетворены реакцией, обращайтесь к нам. Хочу подчеркнуть: письменное заявление в Роспотребнадзор является основанием для проведения внеплановой проверки этого предприятия.

Так что хотите заставить продавцов уважать свои права - действуйте. Да, придется проявить твердость, настойчивость. Но иначе ведь и любое иное дело с места не стронешь. И помните: делая даже разовую покупку, мы вступаем в договорные отношения с торговым предприятием, которое обязано соблюдать требования закона РФ «О защите прав потребителей».

Творожный сырок приобретается или автомобиль - от этого степень уважения к закону - и к покупателю тоже! - зависеть не должна. Поймем это мы, потребители, - поймут и продавцы. Не умом, так собственным кошельком.

* * *

Телефон, по которому можно обратиться в управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Мурманской области (Роспотребнадзор), - 47-26-72.

Обратиться за консультацией специалистов этой службы можно и с помощью Интернета по адресу: http://www.murmanpotrebnadzor.ru На этом же сайте размещены образцы исковых заявлений на случай нарушения прав потребителей в той или иной сфере услуг и торговли.

Почтовый адрес управления: 183038 Мурманск, ул. Коммуны, 7. Письменные заявления можно направлять также в территориальные (местные) отделы Роспотребнадзора.

Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 27.11.2008

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,993174,902277,971972,9697
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня