12.03.2009 / Горячая тема

Гы-ы... мужик на унитазе! Так будут воспринимать творение Родена молодые, если не привить им понимание прекрасного

- Можно ли забывать о том, что образование - это часть культуры? - к этому вопросу гость из Петербурга, выступая перед мурманчанами в областном художественном музее, возвращался не раз. Уж больно озадачило его брошенное как-то замечание одного журналиста: все это, мол, осталось в прошлом…

А ныне что же? Как можно отделять истинное образование от того культурного пласта, из которого оно произрастает? Этого доктору педагогических наук, профессору РГПУ имени Герцена, заведующему центром музейной педагогики и детского творчества при Русском музее, лауреату Государственной премии в области литературы и искусства Борису Столярову не понять. Оттого, видно, не раз он недоуменно припоминал глубоко опечалившую его реплику питерского работника СМИ.

Хотя Борис Андреевич прекрасно осознает, в какую эпоху живем, хорошо понимает людей, в том числе самых маленьких. Да, ребенку обычно интереснее навестить, например, «Макдональдс», чем музей. Конечно, можно заманить и в зал с картинами - обещанием: а вот после, так и быть, в награду свожу тебя в «Макдональдс». Но не правильнее ли воспитывать так, чтобы он делал выбор добровольно? Так, чтобы самостоятельно научился отделять натюрморт от котлет, сознавать непреходящую ценность первого и сиюминутную - второго?

Для этого, собственно, и разработал профессор с коллегами программу «Здравствуй, музей!». Ее цель - объединить усилия учреждений культуры и образования для воспитания эстетически развитого, обогащенного художественным опытом и знаниями человека.

С какого возраста следует приобщать к походам в музеи? В идеале лучше всего начинать с перинатального, считает Столяров. Если будущая мама чаще станет заглядывать в эти стены, удовлетворяя свою тягу к прекрасному, то зреющему в ее лоне отпрыску это только на пользу.

Ну а если сами родители дорогу к прекрасному так и не нашли? Тогда уже детский сад и школа должны выступить в роли поводырей. И взрослым при этом следует хорошенько подумать, как сделать пребывание детей в строгих («Руками не трогать!») научно-просветительских учреждениях живым, увлекательным, как нынче говорят, интерактивным. Разрешить, например, хоть что-нибудь да потрогать.

Оптимальный возраст привлечения ребенка к походам в музей, как считается, четыре года. В этом возрасте он может не только воспринимать, но и что-то анализировать. Правда, в силу возраста по-своему. Зачастую дети приобретают опыт благодаря тактильным ощущениям. Значит, «потрогать» для них очень важно.

Сотрудники Института детства, действующего в структуре педуниверситета имени Герцена, провели исследование, каким музеям ребятишки отдают приоритет. Как сообщил Столяров, опрос проводили в питерских детсадах - в обычном и в продвинутом, в программу которого введен музейный компонент. Но воспитанникам обоих «не показались» ни Эрмитаж, ни Русский. Зато ребятишки дружно назвали музей артиллерии. Ведь по его выставленным на улице экспонатам можно лазить сколько душе угодно.

А ведь и картины очень хочется потрогать! Борис Андреевич рассказал, как видел эти тянущиеся к холсту Шишкина с его могучими дубами пальчики, которым хотелось ощутить шершавость коры дерева. Но что от Шишкина тогда останется? Выход нашли. Детям разрешали трогать этюды первокурсников художественных училищ - чтобы ощутить, запомнить, по-своему понять…

Столяров не первый раз в Мурманске. И выступая, припомнил одну экскурсию в наш областной художественный музей. Ребятишкам предложили попробовать что-то нарисовать на настоящем холсте настоящими красками и кистью. Профессор рассказал, как поначалу они боялись прикоснуться к полотну, как преодолевали потом его сопротивление, сопротивление краски, ворса кисточки, как впитывали все это в себя… И как обогащалось при этом их понимание художественного творчества.

Да, музей тоже должен меняться, подчеркнул гость. Чтобы удовлетворять все запросы своей разновозрастной и постоянно меняющейся аудитории.

Программа «Здравствуй, музей!» была отработана на базе действующей при Русском музее гимназии. В ней, где преподавание искусства изначально ставилось на один уровень с математикой, читал лекции еще Дмитрий Лихачев, выступали и многие другие известные деятели культуры. Выпускники, как правило, поступают в различные вузы и успешно учатся. Потому что гимназия дала им представление о культурном пространстве Петербурга, страны, Европы, дала возможность построить собственную, богатую и многогранную картину мира.

Об этой работе, о достигнутых результатах и рассказывал питерский гость в Мурманске. К нам он приехал, чтобы поделиться опытом объединения усилий музея и школы. Опытом пока уникальным, но явно требующим широкого распространения. Иначе может вырасти поколение, которое, к примеру, роденовского мыслителя будет узнавать так: «Гы-ы... мужик на унитазе!» Ведь именно таким манером использовала этот образ одна производящая сантехнику фирма - усадила в своей рекламе роденовского героя на унитаз. И это тоже выстраивание картины мира. Только какой картины? Какого мира?!

Зерно, верится, упало на подготовленную почву. Семинар «Музей в пространстве художественной культуры и образования», в котором принял участие профессор, проводился для педагогов и музейных работников нашей области. Борис Столяров подробно рассмотрел перспективы развития взаимодействия музея и системы образования. А его коллега, кандидат искусствоведения, лауреат Государственной премии Алексей Бойко, выступил с лекциями о русском изобразительном искусстве.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня