14.03.2009 / Горячая тема

Папа в волчьей шкуре, мама в капюшоне

Если попросить ребенка нарисовать свою семью, то опытному глазу картинка расскажет, комфортно ли ему в ней, кто самый главный, каковы взаимоотношения между ее членами и многое другое. Когда на рисунке жизнерадостные тона, когда не пожалел ребенок красок на синее небо и лучистое солнце, а домочадцы дружно держатся за руки, стало быть, все в порядке. Если же кто-то один изображен очень-очень большим, а себя ребенок изобразил маленьким-маленьким и в сторонке… Если на небе тяжелые мрачные облака… Любая такая деталь - уже сигнал тревоги.

С этой методикой диагностики семейного неблагополучия знакомила собравшихся на семинар социальных педагогов заместитель директора по воспитательной работе мурманской школы № 32 Татьяна Баланова.

- На рисунке мама изображена в капюшоне? Значит, она дистанцируется от жизни семьи, - объясняла Баланова. - Папа или другой член семьи ассоциируется у ребенка с образом волка? Это тоже имеет свой подтекст. Такие рисунки социальный педагог обязательно должен анализировать совместно с психологом.

Семинар «Технологии работы по сопровождению детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» прошел на днях для социальных педагогов Ленинского и Октябрьского округов в стенах мурманской школы № 1. Организовал мероприятие комитет по образованию города Мурманска.

- Нынешний кризис не пройдет без следа. Ожидается новая волна падения жизненного уровня и ухудшения положения детей, - прозвучало в одном из выступлений.

Тем более надо быть во всеоружии работающим в школах социальным педагогам - чтобы уметь предвидеть назревание неблагополучия в семье ученика. И постараться профилактическими мерами повернуть недобрый процесс вспять. А если неблагополучие уже прочно обосновалось, пустило корни, губит родителей, угрожает здоровью и даже жизни ребенка? Это сигнал - пора малыша спасать. Если же ситуация складывается драматическим образом и дальнейшее проживание со своими горе-родителями становится опасно для ребенка, тогда его уже необходимо у них забрать.

О том, как помочь ребенку и его семье, какие конкретные возможности имеются для этого в областном центре, и шел разговор на семинаре. Перед собравшимися выступили ведущие специалисты городского комитета по образованию Светлана Губова и Нелли Харитонова. Они рассказали о полномочиях самого комитета в отношении рассматриваемого вопроса, о совместной работе с организациями других ведомств.

С программами, осуществляемыми мурманским центром помощи семье и детям, что находится на Карла Маркса, 32, познакомила собравшихся заместитель руководителя этого учреждения Вера Веретина. Действие этих программ направлено на решение проблем детского и семейного неблагополучия. С ребятишками и родителями работают здесь опытные специалисты.

С мероприятиями, предпринимаемыми в рамках региональных целевых программ «Преодоление бедности в Мурманской области» и «Старшее поколение», участников семинара познакомила заместитель директора Мурманского комплексного центра социальной защиты населения Елена Башкирцева. Она проинформировала о работе отделений дневного пребывания для пожилых людей и срочного социального обслуживания, объяснила, какую материальную помощь могут получить здесь малообеспеченные семьи. Все это полезно знать социальным педагогам, которые работают со школьниками, чьи родители не так уж редко испытывают серьезные материальные трудности.

- Нужно ли при обращении такой семьи к вам ходатайство от школы? - прозвучал вопрос.

- Это было бы полезно. Также не лишним будет, если классный руководитель составит, например, акт обследования семьи, - подтвердила она.

Со стороны педагогов, кстати, часто можно услышать жалобы на нежелание родителей идти на контакт. О том, как привлекают их к сотрудничеству в школе № 1, рассказала заместитель директора Елена Задорина. Кроме участия во всяких совместных праздниках, субботниках, спортивных мероприятиях и так далее мамы и папы школьников активно участвуют и в проведении родительских собраний. Те из них, кто компетентен в каких-то актуальных вопросах, делятся с прочими полезной информацией и собственным опытом. Так, одна мама-медик в период острых респираторных заболеваний рассказывала, как уберечься от простуды, папа-водитель напоминал о соблюдении правил дорожного движения и так далее.

Много полезной информации почерпнули на этом семинаре его участники. Педагоги записывали телефоны и адреса различных социальных служб. А кто-то довольно улыбался: наша, мол, школа давно с ними сотрудничает, дорогу друг к другу знаем хорошо. Это очень важно. Чем шире будет школа пользоваться имеющимися возможностями, тем эффективнее сможет помочь. Кстати, с апреля в областном центре начинает применяться еще одна форма помощи семье - так называемый социальный патронат. Он будет осуществляться согласно закону Мурманской области «О патронате». В общих чертах это выглядит так: комитет по образованию как орган опеки и попечительства, социальные педагоги и родители заключают трехсторонний договор на срок от трех до шести месяцев. И шаг за шагом совместно решают проблемы подопечной «ячейки общества». Уже определены первые 15 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

И это тоже вызов кризису. В его условиях ни одна мера, которая позволит увеличить число самодостаточных семей, а соответственно и число благополучных ребятишек, лишней не будет.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,239673,724778,148871,3709
Афиша недели
Да здравствует копипастинг?
Гороскоп на сегодня