17.03.2009 / Горячая тема

Где найти рабочий класс?

«Почему ваши выпускники плохо научены работать? Это не специалисты, а ученики! Зарплату же требуют - да побольше!» Такие нелицеприятные вопросы и оценки прозвучали на очередном заседании координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства, который создан при администрации Апатитов. Нынешняя встреча прошла в профучилище № 11. Разговор состоялся серьезный, ведь тема падения престижа рабочей профессии и снижения уровня подготовки ребят уже давно является злободневной. Обсудили и кто виноват, и что делать. Остается надеяться, что словами все это не ограничится.

Учим­учим, не научим

ПУ № 11 ежегодно поставляет на рынок труда Апатитов и Кировска 1100 специалистов с начальным профессиональным образованием. В ассортименте 34 специальности - от маляра до программиста, парикмахера и ремонтника горного оборудования.

Директор учебного заведения Евгений Спицин - человек на своем месте, недаром в прошлом году удостоен медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Училищу есть чем похвалиться: материальной базой, скажем. Почти для каждой специальности оборудовано несколько лабораторий и мастерских, есть автопарк и автомастерская, которая вот-вот начнет оказывать услуги населению. Ремонт и отделка помещений, современная офисная мебель - все сделано руками ребят. И… вот такие претензии со стороны потенциальных работодателей.

«Чертежи читать не умеют! Как специалисты - полный ноль», - охарактеризовал выпускников ПУ руководитель предприятия, которое занимается ремонтом и монтажом промышленного оборудования.

«Оборудование и техника, на которых учатся ребята, пусть и новые, но это вчерашний день. Что ваша «Беларусь», если у меня они должны работать на «Хитачи» и «Хюндае»? Обновите технику, а мы научим работать как положено!» - высказался строитель Александр Москаленко.

Его коллега Валерий Кузнецов заметил: «Мы с вами - все, кто здесь собрались, прошли профессиональное становление в Советском Союзе. А как «ставить на крыло» нынешнего рабочего, строителя? Ему ж никто не объясняет, видимо, что надо сначала работать научиться, а потом зарплату требовать большую. Ребятам, похоже, больше нравится пособие на бирже труда получать, чем надрываться за семь-восемь тысяч, которые первоначально им предлагаешь».

Действовать вместе

Евгений Спицин не отрицает - все эти проблемы действительно существуют. Однако не могут мастера и педагоги пересилить влияние массовой пропаганды «легкой жизни» и «легких денег». Престиж рабочей профессии на нуле, квалифицированные рабочие - в страшном дефиците. Понятно, нельзя полностью перекладывать ответственность за это на учебное заведение. Мотивацию к труду на пустых словах не взрастишь, тут государственная политика нужна.

Что же касается соответствия уровня подготовки современным требованиям производства - училище берется выполнить такую задачу. Опять-таки не в одиночку, а вместе с заинтересованными сторонами.

- Конечно, «Катерпиллеры» и «Хитачи» мы купить не сможем, - сказал директор апатитского ПУ. - Однако нет ничего невозможного в том, чтобы корректировать учебные программы в соответствии с реальными нуждами производства, чтобы наши мастера стажировались у вас на предприятиях, а ребята проходили там практику. Вот тогда из стен училища будут выходить специалисты, к которым претензий будет намного меньше. Но, еще раз повторю, для этого нужны совместные усилия.

Найти место в жизни

Последуют ли эти усилия - покажет время. Пока более-менее последовательную политику в этом отношении ведет, например, объединение «Апатит». Оно вплотную сотрудничает с училищем, помогает создавать материальную базу, растит для себя специалистов в классах профрезерва (курс так и называется «Апатит-профрезерв»). Во время выпускных экзаменов присматривают наиболее перспективных ребят руководители и некоторых частных строительных компаний.

Успешно действует при центре занятости населения программа «Первое рабочее место», благодаря которой трудоустроено немало молодежи (поначалу зарплату они получают от государства через службу занятости). По словам руководителя городского ЦЗН Ирины Хариной, выпускников ПУ-11 всего около трех процентов от числа состоящих на учете, на сегодня это 32 человека из 1005. Кстати, из 56 имеющихся вакансий - 41 как раз по рабочей специальности. Однако не находят друг друга люди и рабочие места. И не потому, что пособие по безработице столь уж велико, - зарплата все равно выше. Это не касается только сирот, которым полгода после окончания училища пособие платится действительно очень большое.

Помехой в трудоустройстве вчерашним учащимся ПУ служит низкий разряд, соответственно и невысокая зарплата. Чтобы получать хотя бы десять тысяч рублей, электромонтеру, скажем, надо иметь 3-5 разряд. А на зарплату в 7200 рублей не идут. Кстати, максимальное пособие по безработице - 6860 рублей, причем в течение полгода и при условии, что человек не отказывается от направлений.

По данным руководства училища, трудоустраиваются около 60 процентов их выпускников, и не всегда по специальности. Значит, многие просто не доходят до центра занятости: кто в армию попадает, кто уезжает, кто иные пути предпочитает. А руководители предприятий сетуют, что не найти хороших спецов на место уходящей старой гвардии. Чувствуете, какой узел проблем? Хорошо, что в Апатитах громко заговорили о них. И опять крутится в голове мысль: только бы дело не ограничилось словами…

Зоя КАБЫШ, Апатиты

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.03.2009

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,377275,225378,750572,3954
Афиша недели
В поисках грустного йети
Гороскоп на сегодня