23.01.2010 / Горячая тема

Кто в ответе за бесценное?

Фото: Федосеев Л. Г.

- Ребенок? А что ребенок? Это тоже человек, только маленький. Что ж, ему в такси не ездить? Нет, детских авто-кресел у нас нет, но это ничего, доедете, - голос диспетчера был абсолютно спокоен. Действительно, ситуация рядовая: мама с маленьким ребенком хочет воспользоваться такси. О том, что при этом малышу может грозить смертельная опасность, разговор не идет.

Встретим гаишника - платите вы

Из десятка мурманских служб такси, в которые я обращалась, лишь в одной мне ответили, что готовы предоставить машину с детским креслом. Причем дополнительной платы за это не возьмут, нужно только заранее сделать заказ. Также по единственному из набранных мной номеров диспетчер ответила, что детей на борт не берут, поскольку для них нет специальных кресел. В остальных фирмах любезно соглашались довезти нас и даже пытались развеять мои опасения: мол, ничего страшного, все безопасно, водители опытные.

В силу обстоятельств мне нередко приходится ездить в такси с маленькой дочуркой. Кошелек, конечно, страдает, зато быстро, удобно, вовремя - сервис! Однако насколько этот сервис безопасен?

На прошлой неделе в одной из центральных областей России произошел случай, потрясший даже видавших виды спасателей и милиционеров. В тяжелое ДТП попала семья; мужа и жену «скорая» увезла без сознания, а ребенка… никто не заметил. Малыш одного месяца от роду при ударе вылетел через лобовое стекло и, пролетев еще несколько метров, упал в сугроб. Там истекающий кровью младенец пролежал час (от болевого шока он потерял сознание, поэтому не кричал). Его нашли случайно, сейчас врачи борются за его жизнь. Следствие показало: ребенка перевозили без специального удерживающего устройства. А это, согласно данным статистики, увеличивает для малыша риск получить тяжелые травмы на 70 процентов. Однако в большинстве мурманских таксопредприятий, как видно, с этими данными не знакомы…

Кодекс об административных правонарушениях запрещает перевозку детей в возрасте до 12 лет без удерживающих устройств. Однако в нарушение федерального закона таксисты допускают провоз ребенка просто на заднем сиденье (причем далеко не всегда оснащенном ремнями безопасности), либо на руках взрослого. Последний способ, кстати, самый опасный: при столкновении вес тела человека из-за мгновенного ускорения увеличивается в десятки раз, и взрослый может просто задавить малыша.

При этом мне не раз приходилось слышать: «Если встретим гаишника, штраф платите вы». Оставив в стороне юридическую сторону (по закону ответственность за все нарушения лежит на водителе), обращу внимание на удивительный цинизм этой позиции. Дело ведь не в 500 рублях, а в безопасности. Штраф-то я уплачу, а кто может заплатить за бесценную жизнь малыша?

О себе позаботились, о ребенке забыли?

И таксисты, и диспетчеры, как правило, объясняют свою позицию просто: автокресло - вещь, во-первых, дорогая, во-вторых, громоздкая, занимает много места в салоне, так что возить с собой ее неудобно. Мол, хотите - ездите со своим.

Но ведь цена удерживающего устройства колеблется от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей, в зависимости от модификации. Много ли времени понадобится таксофирме, чтобы «отбить» такое приобретение? А главное, по закону о правах потребителя любой человек имеет право на безопасность предоставляемых ему услуг, так что за безопасность пассажира, в том числе маленького, полную ответственность несет перевозчик.

Правда, есть еще один момент, этический. Как бы ни выглядела проблема с юридической точки зрения, чисто по-человечески ответственность, конечно, лежит и на родителях. Их право - требовать соответствующих условий для проезда своих чад. Пожалуй, это единственный способ заставить службы такси соблюдать нормы закона. Будет спрос на безопасность - будет и предложение. Однако далеко не все папы-мамы сами задумываются о ней.

Инспекторы ГИБДД бьют тревогу: в Мурманской области всплеск аварий с участием маленьких пассажиров, причем во многих случаях крохи страдают именно из-за беспечности родителей, не удосужившихся установить в машине кресло. Причем, что самое чудовищное, порой в то время, как малыши оказываются на больничной койке, взрослые в этих ДТП вовсе не получают травм. Так как сами ездят пристегнутыми! О себе позаботились, а о хрупкой детской жизни позабыли? Давая объяснения гаишникам, они, как правило, ссылаются на… нежелание ребенка сидеть в спецкресле. Интересно, если их чадо не захочет, к примеру, одеваться на прогулку, они что же, отправят его на мороз босиком?

Инспектор ГИБДД Лариса Есипова вспоминает, как накануне отпускного сезона беседовала с мамашами на родительском собрании, убеждая, собираясь в дорогу на личном авто, купить ребенку удерживающее устройство. В ответ услышала: «Что же, ребенок будет три дня сидеть пристегнутым в этом кресле? Как вы это себе представляете?» - «Отведите на дорогу лишний день, делайте больше остановок, давайте малышу отдохнуть», - советовала инспектор. Но в ответ видела только скептическую улыбку.

Самый простой вариант решения проблемы недавно появился в магазинах - это согласованное с ГАИ и соответствующее ГОСТу устройство под названием «фэст» - элементарная вещь, вовсе не занимающая места. Стоит копейки. Конструкция из плотной ткани, что-то вроде большой застежки, скрепляет ремни безопасности на уровне груди ребенка. Ведь они в автомобиле соответствуют габаритам взрослого человека, и если просто пристегнуть ими малыша, окажутся у того в районе шеи. В этом случае при резком ударе кроха просто выскальзывает из-под ремня либо травмирует шейные позвонки. Потому и придуманы кресла, подставки, подушки, делающие юного пассажира как бы выше. А фэст просто накрепко удерживает ремни там, где им положено находиться, и не причиняет ребенку никаких неудобств. Правда, для младенцев он не подходит, а ведь они в ДТП самые уязвимые.

Ну а родителям подросших детей, видимо, все же придется прикупить такую экипировку. По крайней мере, для тех, у кого нет собственного авто, это идеальный вариант, так как легко помещается в любую сумку. Что же касается таксистов, то, очевидно, если в правила перевозки пассажиров автотранспортом (закон, регулирующий их взаимоотношения с клиентами) не будут внесены изменения, особо оговаривающие гарантии детской безопасности, ситуация вряд ли переменится. К сожалению, пока не выработан механизм принуждения, лишь немногие взрослые спешат позаботиться о тех, за кого они в ответе.

Татьяна БРИЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.01.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня