29.01.2010 / Горячая тема

«Сумасшедшие» скидки и здравый подход

Фото: Ещенко С. П.
Михаил Михальчук.

Когда ценник слепит глаза

«Распродажа» - на многих из нас это слово действует магическим образом. Очень уж трудно устоять перед соблазном «обрушившихся» цен. И частенько человек даже не задумывается о том, насколько необходим ему предлагаемый товар, тем более о его ассортименте и качестве, - ценник слепит глаза. «Налетай - подешевело!» И сметается то, что еще вчера мирно пылилось на прилавках. А потом у покупателя нередко возникает разочарование.

Если попытаться вернуть оказавшуюся некачественной вещь, приобретенную на распродаже, сделать это будет довольно проблематично. Как правило, в ответ на подобную просьбу продавец вынимает дежурный аргумент: мол, все, что куплено со скидкой, возврату и обмену не подлежит. В некоторых магазинах вывешены даже объявления такого содержания.

- Можно сказать, что это распространенная практика, - говорит управляющий делами Союза потребителей Мурманской области (СПМО), юрист Иван Федосеев. - Человек, естественно, пасует перед таким заявлением и уходит, не решив проблему. А для магазина на этом все благополучно заканчивается.

На самом деле, как подчеркивают юристы, в отношении любого товара действуют одни нормы и правила. Устанавливать скидку или нет - это дело самого магазина, а вот качество того, чем он торгует, - не только. Даже в отношении товаров, реализуемых через комиссионные магазины, закон «О защите прав потребителей» предусматривает определенный гарантийный срок и ответственность продавца.

- В законе есть понятие «некачественный товар», а такого как «последствия продажи товара на распродаже» - нет, - подчеркнул Федосеев. - Поэтому у продавца нет никаких оснований отказывать потребителю в просьбе обменять товар на качественный или вернуть за него деньги, со скидкой тот был продан или без. Если же такое происходит, надо тут же составить требование и попросить продавца поставить на нем свою подпись.

- А если он отказывается?

- Вызывайте менеджера. Хоть он тоже не является собственником товара, но также, как и продавец, обязан принять требование.

- Случается, что от этого уклоняется и сам предприниматель. Были ситуации, когда от имени потребителя нам самим приходилось вручать такие требования, - рассказывает председатель Союза защиты прав потребителей Мурманской области Михаил Михальчук. - Доходило до того, что и нас пытались выставить вон. Но ничего - воспитательный процесс дает результаты. Очень многие после этого отношение к своим обязанностям резко меняют. Правда, зачастую не без помощи репрессивных мер: например, неустойка, выставляемая за невыполнение законного требования, в этом плане очень эффективное средство.

- Хочу обратить внимание: если требование все же отказываются принимать в магазине, его нужно отправить по почте с уведомлением. Главное, чтобы оно было четко сформулировано, - подчеркивает Федосеев. - Потому что от этого зависит исход рассмотрения иска в суде. А то бывает так, что в своем требовании покупатель одновременно просит либо вернуть деньги за некачественный товар, либо обменять его на другой, либо отремонтировать. Должно быть указано что-то одно. Иначе, если дело дойдет до суда, в отношении ответчика невозможно будет определить продолжительность нарушения и соответственно - размер неустойки. Причем если нарушение в отношении приобретенного товара, говоря юридическим языком, длящееся, то есть продавец всеми способами уклоняется от выполнения в добровольном порядке законного требования покупателя, то сумма неустойки не ограничена. Законом она оговорена только при расторжении договора об оказании услуг - в этом случае неустойка не может превышать цены работы.

Три пишем, а что в уме?

- Яркий пример того, как работает маркетинговый прием распродажи, демонстрирует компания «Эльдорадо». Не так давно эта торговая сеть объявляла о праздничной распродаже: мол, третий товар в чеке приобретается с 50-процентной скидкой. Но при этом телевизионная реклама умалчивала, что этот принцип распространялся только на самый дешевый товар из трех приобретаемых. Допустим, я хочу купить кофемолку и два плеера - второй для подарка другу. Однако, оказывается, действовало еще одно условие: все три вещи должны иметь разную цену, то есть и плееры должны быть разными. В этом случае и будет предоставлена скидка на самый дешевый из них. Но в рекламе не было об этом ни слова. Отсутствие такой информации является нарушением закона, - пояснил Федосеев. - Так как реклама такой акции - не что иное как публичная оферта. (То есть предложение, адресованное неопределенному кругу лиц и содержащее все существенные условия договора. Лицо, принявшее оферту, вправе требовать исполнения договорных обязательств. - О. Н.). А продавец соблюдает только свой интерес: сообщает в рекламе лишь ту часть предложения, которая выгодна для него. Хотя закон «О защите прав потребителя» требует публичного предоставления полной и достоверной информации потребителю.

- По нашему наблюдению, сейчас это одно из самых распространенных нарушений, - говорит Михальчук. - Кстати, большинство судебных исков, которые наши земляки подают при участии сотрудников городского отдела по защите прав потребителей администрации Мурманска, куда они обращаются с жалобами, тоже вызваны нарушением этой статьи закона. Естественно, они непосредственно связаны с недостатками товара, которые часто обнаруживаются, если человек предварительно получил недостоверную или неполную информацию.

- Хочу отметить, что журнал «Вестник Союза потребителей», который издает Союз потребителей Российской Федерации, постоянно анализирует различные проблемы в сфере торговли. И жалобы, которые поступают в организацию, нередко дают основание экспертам использовать в качестве наглядного негативного примера именно эту торговую сеть, - отметил Иван Федосеев.

- Но, похоже, это не мешает компании действовать в том же духе.

- Думаю, что держаться на плаву ей позволяют ценовая политика и навязчивая, я бы даже сказал агрессивная, реклама.

- Какой же выход для потребителя?

- Во-первых, к любому предложению следует подходить здраво. По крайней мере, прежде чем отдавать свои деньги, попытаться выяснить полную информацию о приобретаемом товаре, - поясняет Михаил Михальчук. - Потому что потом, когда покупатель приходит в магазин с претензиями к качеству товара, продавец ему обычно говорит: «Вы же не поинтересовались, а я думал, что вы все знали». Типичная ситуация. Должен сказать, у наших людей нет навыка читать договоры, которые им предлагают. Кстати, именно непредоставление достоверной информации продавцом является основанием для каждого второго иска, которые подаются в суды при поддержке СПМО. Необходимо помнить: если информация о товаре была предоставлена не в полном объеме, то у покупателя возникает право расторгнуть договор купли-продажи. Ну а если продавец всеми способами затягивает удовлетворение законных требований, то и право на неустойку, о которой я уже говорил.

Воспитательный рубль

Сумма возможной неустойки высчитывается по определенной формуле. Чем дольше ответчик отнекивается, тянет резину, тем больше она может оказаться. Однако в итоге ее определяет суд. И он может оценить ситуацию иначе. Недавнее судебное разбирательство в отношении компании «Цептор», по мнению моих собеседников, стало довольно показательным в этом отношении.

Суть в том, что один наш земляк приобрел в мурманском представительстве этой известной фирмы товар стоимостью в 20 тысяч рублей. Тот оказался неисправным. И уже год покупатель не может получить никаких денег: ни возмещение стоимости неудачной покупки, ни неустойку. По его просьбе СПМО подал иск в суд. За неудовлетворение в добровольном порядке законного требования потребителя нарушителю предъявлена неустойка. С учетом пени ее сумма набежала под 80 тысяч рублей. Суд посчитал, что она несоизмерима с последствиями, и снизил до 10 тысяч. Однако у представителей Союза своя точка зрения:

- Действительно, есть статья 333 Гражданского кодекса, которая позволяет суду в случае несоразмерности снижать сумму неустойки. Понятно, что она предохраняет предпринимательство, чтобы его «не задавили», - говорит Федосеев. - Но когда речь идет о нарушении прав потребителя, мы убеждены, что применять ее следует осторожно. Поскольку это может обернуться определенным попустительством нарушителям. Ведь в нашем случае предприниматель ничего не сделал, чтобы разрешить проблему! На письма не отвечал, экспертизу не проводил, полностью уклонялся от своих обязанностей, ссылаясь на то, что главный офис предприятия находится в Москве, «подглавный» - в Питере. Туда и отсылал покупателя: мол, мы здесь ни за что не отвечаем. Очень распространенная ситуация. И совершенно очевидно, что если бы он разок заплатил ощутимую для кармана сумму, это бы отбило всякую охоту совершать подобное. Это вопрос не корысти, а принципа - будут ли санкции иметь воспитательное значение? В общем, мы подали апелляцию на решение, вынесенное судом, и обязательно будем и дальше отстаивать право потребителя.

- Кстати, ситуация, когда «главный далече», думаю, могла бы смутить многих. Посоветуйте, куда все же следует обращаться в таком случае, в суд какого города?

- Этот вопрос потребитель вправе решать там, где ему удобно, в том числе там, где он приобрел товар, то есть в данном случае и в Мурманске.

Союз потребителей Мурманской области

г. Мурманск, ул. А. Невского, д. 73, оф. 77.

Часы приема: с понедельника по пятницу с 11 до 19 часов, в субботу с 11 до 17 часов.

Телефоны: 43-66-61, 8-951-297-36-93.

E-mail: mirdomy@inbox.ru

Фото: Ещенко С. П.
Иван Федосеев.
Ольга НУРЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.01.2010

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,241675,707578,225873,3426
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня