13.03.2010 / Горячая тема

Учителя - за!

«Школу закрывают!» Эти слова, как правило, звучат тревожным набатом. За ними так и слышится: «Караул! Рятуйте, люди добрые, да что же творится-то!» Тем не менее школы закрывают и будут закрывать. Потому что детей мало. А для создания нормальных условий и для учеников, и для учителей, включая полновесную зарплату последним, существуют нормативы финансирования учебного заведения. Которые напрямую связаны с наполняемостью классов.

На малое количество учеников школа получает мало денег, которых ни на приличную зарплату, ни на учебные пособия не хватит. Кто страдает? И учителя, и дети. Но и учителя, и родители в первую очередь начинают поднимать шум и бить во все колокола, как только узнают о предстоящих переменах. Учителей понять несложно. Им придется, возможно, искать другое рабочее место. Родители же просто боятся перемен, зачастую наивно полагая, что лишь их школа самая хорошая, безопасная, удобная, комфортная и так далее, а на соседней улице все плохо, и само учебное заведение черт-те какое, и район этот бандитский и дороги опасные и неухоженные и так далее. Примерно такие письма и рассылают они по всем инстанциям: не дайте, де, разрушить последний оплот цивилизации. А если вспомнить про надвигающиеся выборы, то становится ясно, почему так активно муссируется сейчас школьная тема. Ее охотно подхватили баллотирующиеся во власть. И вот уже целое движение поднимается в защиту учительства.

О той ситуации, которая сложилась сейчас вокруг школ, шел разговор на недавней пресс-конференции с региональным министром образования и науки Василием Костюкевичем. Ведь именно в министерство обращаются депутаты областной думы, побывав в той или иной школе, именно Костюкевичу звонят они с недоуменным вопросом: да что же происходит?

А происходит следующее: если смотреть хозяйским глазом, то можно увидеть много любопытного. Так, в мурманских школах не заполнены 10 тысяч мест. Это 9 школ, которые городу сегодня не нужны. Тем не менее средства на них расходуются.

- Это по-хозяйски? - спрашивает Костюкевич.

Вопрос риторический. Конечно, не по-хозяйски. Оттого и Мурманск на диаграмме, показывающей неэффективность школьных расходов городов и районов области, имеет самую длинную жирную черту, отражающую величину неэффективности.

- Проблема у нынешней администрации областного центра серьезная, - заметил по этому поводу Василий Филиппович. - Предшественники оставили им такое!..

Из-за неэффективности расходов страдают и заработки мурманских учителей. Сегодня средняя по области зарплата учителя составляет 25 600 рублей, приводит пример Костюкевич, где-то она выше. Это в Североморске, Полярном, Печенге, Оленегорске, Видяеве, Островном. В среднем по Печенге, например, 29 тысяч рублей. В то же время в Мурманске учитель получает где-то 20 тысяч, в Кандалакше - 18 тысяч рублей.

- Что нужно сделать мурманским учителям, чтобы повысить свой заработок на 5 тысяч рублей? - задается вопросом Василий Филиппович и сам же на него отвечает: - Надо просто убрать неэффективные расходы. Ведь количество детей уменьшилось, а количество педагогов осталось на прежнем уровне. Количество прочего персонала тоже не меняется. А к прочему персоналу относятся и директор, и его замы, и социальный педагог, психолог, педагог дополнительного образования и так далее.

Когда говорим о сокращении прочего персонала, директор принимает решение, кого сократить. И сокращает... психолога, а девять заместителей - есть такие школы, где у директора по девять замов - он оставляет. Но все вокруг говорят: в школах идет сокращение, психолога сократили! Нонсенс? Конечно, нонсенс. А девять замов не нонсенс?

Почему же при нормативно-подушевом финансировании школ, которое в нашей области практикуется уже несколько лет, некоторые школы упорно не соблюдают наполняемость классов, ведь получать должны такие крохи, что самим захочется поскорее уложиться в норму.

- Раньше мы нормативы финансирования доводили в целом до муниципалитета, - объясняет министр. - И уже муниципалитет распределял, кому сколько дать. При этом мог и несправедливо распределить, отнимая у лицеев и гимназий и добавляя тем школам, где, возможно, работает чей-то сват, брат, подруга детства. А ведь такое перераспределение затрагивало десятки миллионов рублей. К осени мы изменим схему финансирования, будем финансировать непосредственно школы, а не муниципалитет в целом. И каждая школа получит по нормативу, что ей положено.

Говоря о закрытии школ, Василий Костюкевич подчеркивал, что нельзя допустить вывода зданий из системы образования. Можно сдавать высвободившиеся здания в аренду или перевести в них учреждения дополнительного образования, спортивные школы, обретающиеся в подвалах да других неудобных, тесных помещениях. Чтобы не получилось, как в свое время с детскими садами. Здания распродали, а сейчас, когда понадобились, выкупить не по карману.

Также предупредил министр о том, что речь не идет об огульном закрытии общеобразовательных учреждений. В каждом микрорайоне должна быть начальная школа. Она и остается.

- Сельские школы не трогаем, - заметил Костюкевич. - А ведь там тоже наполняемость классов не соблюдается.

Закрывают там, где это уже назрело. В Ковдоре, например, четыре школы. Для такого маленького городка это уже много, одну надо закрыть. Трудно, правда, решить, какую. Каждая считает, что закрывать надо соседей, но не их. Да и глава региона признается, что сложно определиться, у каждой школы свои плюсы и минусы. Проводят сейчас анализ. Пока верхи анализируют, низы - митингуют, письма рассылают, к депутатам обращаются. И каждый побывавший в Ковдоре депутат звонит потом Костюкевичу, отстаивает то учебное заведение, в котором побывал.

- Или, - рассказывает Василий Филиппович, - получил я письмо от директора школы № 1 Полярного. Не допустите, пишет тот, такой глупости, не закрывайте учреждение, которое имеет большую историю. В Кировске та же ситуация. Школа уже горела, вся разваливается. Нет, просят, нельзя закрывать, у нее большая история. Так история школы останется, заберите ее с собой в другое здание.

Рассказал министр и о развитии дистанционного образования, дети из отдаленных уголков нашего края, из тех же сельских школ, смогут учиться в ресурсных центрах области. Их, кстати, скоро будет 28, в этом году появятся еще 2 - в Североморске. Инвалиды также смогут обучаться таким образом.

- Для некоторых из них - это путевка в жизнь, - заметил Василий Костюкевич и привел в пример парализованную девочку из Североморска, которая собирается с помощью дистанционного обучения получить высшее образование. Да и подготовка и повышение квалификации учителей может теперь происходить на принципиально новом уровне, дистанционно и без отрыва от производства.

И сами учителя уже голосуют за перемены, произошедшие в российском образовании за последние годы, голосуют за модернизацию, за новую школу, говорит Василий Костюкевич. Говорит не голословно, высказывание свое подтверждает результатами недавно проведенного исследования профессионального облика учителя Мурманской области. Учителя в абсолютном большинстве - за! Им стало интересней работать и достойно получать за эту работу.

Галина ДВОРЕЦКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.03.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели (16+)
Экзотика и классика
Гороскоп на сегодня