14.04.2010 / Горячая тема

Неплательщики поневоле

Фото: Ещенко С. П.
Вопросов к коммунальщикам не становится меньше.

Многие мурманчане недоумевают: они не получают квитанции для оплаты электроэнергии. Чем это может обернуться для жильцов и почему вообще такое происходит? На вопросы, которые от имени земляков задавали мурманские журналисты, на прошлой неделе отвечали руководители компании «Коларегионэнергосбыт» («КРЭС»).

Сначала гарантирующим поставщиком электроэнергии для граждан была Мурманская горэлектросеть. Затем эта обязанность перешла к компании «Коларегионэнергосбыт», которая и обслуживала горожан до недавнего времени по прямым договорам. С 1 марта все население перешло на обслуживание гарантирующим поставщиком «Колэнергосбыт». Но по действующему законодательству он не имеет права работать напрямую с каждым потребителем электроэнергии. Оказание коммунальных услуг гражданам должно происходить через управляющие компании. Напомню: электричество, вода, тепло, газ именуются ресурсом на пути до стены дома. Как только они попадают в дом, приобретают статус коммунальных услуг. То есть УК обязана по закону купить ресурс, в данном случае электроэнергию, а потом оказывать коммунальные услуги жильцам. И именно УК должна произвести расчет и выставить квитанции. Ясно, что далеко не все компании в состоянии сделать это. «КРЭС» оказывает биллинговые услуги в этой части, и многие компании воспользовались его возможностями, заключив соответствующие договоры. В дома, управляемые ими, квитанции будут приходить в прежнем режиме, только с небольшой задержкой. Как объяснили в «КРЭС», в связи с переходным периодом.

- На сегодняшний день работа «Колэнергосбыта» по заключению договоров энергоснабжения практически завершается, - рассказала генеральный директор «КРЭС» Елена Присяжнюк. - Практически все управляющие организации обратились в компанию гарантирующего поставщика за заключением договора энергоснабжения. С одними он уже заключен, с другими находится в стадии урегулирования спорных вопросов. Но есть ряд компаний, которые, получив текст договора, не возвращают его и не обращаются за его заключением.

Дело в том, что договор электроснабжения в любом случае должен быть заключен. Если этого не происходит, а гарантирующий поставщик не может напрямую заключать договоры с потребителями, - значит, таким потребителям по идее не должна предоставляться услуга электроснабжения. Отключать жителей в «КРЭС» не собираются. А вот квитанции в такие дома не поступят ни от кого - ни от УК, ни от гарантирующего поставщика.

- По нашим подсчетам за март по этой причине могут не получить квитанции порядка трети жителей Мурманска, - пояснила заместитель генерального директора по маркетингу и корпоративному управлению Татьяна Иванова. - То есть люди не смогут оплатить услуги, и у них образуется задолженность. Особенно негативно это отразится на тех, кто имеет льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Потому что в таком случае льгота пропадает.

Возникает закономерный вопрос: а почему, собственно, управляющие компании не хотят заключать договоры?

- Потому что их очень устраивало то, что за проблемы с водой в домах отвечал водоканал, с электричеством - горэлектросеть, с теплом - ТЭКОС или МТЭЦ, - пояснила замгендиректора по правовым вопросам Алена Загорье. - Так было много лет, и переходить на новый порядок, где за все в доме отвечают они сами, им не хочется. Такой менталитет характерен для тех УК, которые образовались из бывших ЖЭУ. Кроме того, они считают, что поставщик вполне может сам выставлять квитанции, а у них эти расходы не заложены в тарифе. За неплательщиков отдуваться им тоже не хочется.

Получается, что договор не хочет заключать управляющая компания, а страдать от этого будут жильцы? Но ведь должен же быть какой-то механизм понуждения УК к тому, чтобы она исполнила свои законные обязанности!

- Гарантирующий поставщик «КРЭС» взаимодействует с УК на основании договора энергоснабжения, - продолжила Алена Загорье. - Если он не заключен, если управляющая компания отказывается идти на переговоры по заключению договора, мы выставим ей счет-фактуру. Поскольку она является избранным исполнителем коммунальных услуг, и по факту потребление произошло, она и оплатит его по факту. Подобная судебная практика имеется во многих регионах страны, мы ее подробно изучили и полагаем, что судебные решения будут в нашу пользу. Иначе и быть не может, потому что исполнитель обязан оплачивать поставщику полученный объем ресурса. Потом мы получаем исполнительный лист и предъявляем его к взысканию. Это означает арест счетов, имущества, денежных средств и прочие меры, которые применяют приставы или мы самостоятельно через банк. Для жильцов это означает, что они не будут получать качественные жилищные и коммунальные услуги, потому что УК, имея заблокированные счета, в принципе не сможет нормально осуществлять свою деятельность, даже аварийные работы.

Да что ж такое? Опять крайними оказываются жильцы!

Чтобы подобного не случилось, руководство «КРЭС» считает, что граждане, которые не получат в ближайшее время квитанций на оплату электроэнергии, должны... добиваться от своей управляющей компании, чтобы она «привела свои договорные отношения в порядок». Иными словами, заключила договор с гарантирующим поставщиком ресурса. Не берусь никому советовать, но, по-моему, это перебор. Пусть уж те, кто кормится за счет наших денег, сами выясняют между собой отношения. У них для этого есть штатные юристы. А у собственников жилья имеется более результативный способ воздействовать на нерадивую управляющую компанию - попросту выбрать другую. И сделать это можно уже сейчас, не дожидаясь, когда дом погрязнет в мусоре.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 14.04.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
64,068374,184777,953471,6592
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня