22.05.2010 / Горячая тема

Центр один, а функций много

Фото: Федосеев Л. Г.
Сергей Смитюшенко.

В России продолжается административная реформа. Ее основная цель - оптимизация структуры и функций федеральных органов исполнительной власти, которая позволит кардинально улучшить качество работы всех институтов государства, превратить чиновников в эффективных менеджеров, оказывающих услуги населению и бизнесу по четким и прозрачным правилам. Для ее успеха необходимо устранить дублирование полномочий и функций ведомств, повысить степень ответственности чиновников, решить множество других вопросов. Задача масштабная и непростая. О том, как идет работа в этом направлении в регионе, рассказал «Мурманскому вестнику» первый заместитель губернатора области Сергей СМИТЮШЕНКО.

Важнейшая составляющая часть административной реформы - информатизация. В свою очередь, одним из сегментов информатизации выступают многофункциональные центры (МФЦ), создание которых сейчас обозначено как одна из основных задач региональных властей. Подобные центры - это важный элемент структуры, которая должна мощно активизировать процесс общения гражданина и власти на основе новых информационных технологий. Для этого многое предстоит сделать. Перемены наступят тогда, когда наше население, во-первых, будет иметь современную компьютерную технику и информационные каналы связи с властью, что говорит о необходимости обеспечения мощным интернет-ресурсом. Во-вторых, население должно научиться использовать и эту новую технику, и эти каналы связи. И в-третьих, чиновники тоже должны научиться и привыкнуть общаться с гражданином посредством новых компьютерных технологий.

Сейчас любой может видеть, как соотносятся эти несколько компонентов, а следовательно, способен оценить степень разбюрокрачивания гражданского общества. Запустить все эти процессы, «замоторить» их и должен МФЦ, который в идеологическом смысле станет неким двигателем, обеспечившим импульс к переменам.

Для этого предстоит провести большую работу. В области сейчас нет единого вычислительного центра, где была бы сосредоточена вся техника, нет центра информатизации, который обеспечил бы реализацию поставленной задачи по переводу государственных услуг в электронный вид. В правительстве области существовало управление информатизации, но занималось оно в основном закупкой оргтехники, вместо того чтобы от лица исполнительной власти формировать понимание необходимости реформ в этой сфере и управлять ими. В результате правительство до недавнего времени сохраняло подобие приказной палаты времен Петра Первого и работало по схеме: люди - бумага - перо - ноги и так до бесконечности. Чем дольше чиновники работали на своем месте, тем лучше знали тонкости процесса движения бумаг, тем больше богатели, тем больше их ценили. Но простой человек начинал ненавидеть эту власть, хотя и понимал, что обходиться без нее невозможно. Ведь каждому надо решать свои вопросы, а чиновником для этого созданы трудности, которые он же, чиновник, и готов помочь преодолеть. За что ему и были благодарны - словом и делом, борзыми щенками и деньгами.

Сложность ситуации состоит в том, что изменить положение вещей должны сами чиновники. Планка ответственности сейчас завышена максимально. Любой губернатор, который не хочет или не может менять ситуацию, не должен быть губернатором. Такова воля высшего руководства страны. Справедливости ради надо сказать, что не все чиновники так плохи, есть среди них и энтузиасты, искренне любящие свою страну и сограждан, желающие перемен. Но просто хотеть мало, надо уметь. А грамотности по части изменения технологии своего труда недостаточно. Вот и получается, что мировой технический прогресс ушел далеко вперед по сравнению с технической грамотностью людей, задействованных в управлении страной, от качества труда которых зависит благополучие населения.

Здоровое кадровое ядро местного правительства восприняло идеологию, предложенную губернатором Дмитриенко, и включилось в работу по изменению технологии функционирования чиновничьего аппарата, оказывающего в том числе услуги государства населению. Для осуществления перехода на эту принципиально новую технологию работы чиновников с населением и создается областной МФЦ. В его названии не случайно слово «многофункциональный» - потому что услуг много, ведь гражданин вынужден для решения любого вопроса вступать в контакт с большим количеством структур. А руководство государства предлагает принципиально иную схему: гражданин обращается к государству по одному вопросу один раз, формулируя просьбу об услуге, которую государство обязано оказать. И государство ее оказывает, не заставляя людей бегать по кабинетам.

Способов выстраивания контактов между человеком и государством два, и зависят они от технических возможностей каждого конкретного гражданина. Первый - если у него есть Интернет и он уверенный пользователь. В таком случае он может через Интернет напрямую обратиться, скажем, в архив, если ему нужна какая-то архивная справка, минуя МФЦ. МФЦ и здесь будет задействован, он будет осуществлять техподдержку этого обращения гражданина, но человеку в центр обращаться не придется. Второй вариант - у кого-то нет доступа в Интернет или нет навыков работы с ним, здесь речь идет в первую очередь о пожилых людях. Тогда можно обратиться в МФЦ, сотрудник которого примет заявление, уточнит все необходимые данные, переадресует запрос в уполномоченный орган власти. Таким образом, МФЦ станет связующим звеном между гражданином и госструктурой любого уровня - областной, федеральной, муниципальной.

Понятно, что обеспечить потребности населения региона одним таким центром невозможно. МФЦ станет основной базой, банком данных по всей области и системой резервного хранения. Он будет координировать связи между гражданином и государством, а также выстраивать работу МФЦ в муниципальных образованиях. Подобные центры обязательно будут там создаваться. Сегодня закладывается фундамент этой большой работы.

Не секрет, что в области современных коммуникаций Россия уступает другим странам. Например, в Канаде сто процентов населения обеспечены доступом в Интернет. У нас - если бы не мобильные телефоны, то до сих пор были бы населенные пункты, не имеющие телефонной связи. Новые технологии должны обеспечить систему коммуникации правительства с муниципальными образованиями. Параллельно думаем над тем, чтобы эти каналы связи использовать в создании системы электронного документооборота (СЭДО). Когда команда нового губернатора приступила к работе, здесь многие технологию электронного документооборота воспринимали как фантастику. Одну сотрудницу из числа руководителей мы направили на учебу в Москву - перенимать опыт федеральных министерств, однако специалист не смог преодолеть свое психологическое неприятие этих новаций. В результате губернатор вынужден был привлекать к административному управлению новых людей, восприимчивых к современным технологиям. Сегодня аппарат правительства и министерства уже не могут работать без СЭДО. Она внедрена, функционирует, востребована. Сейчас задача - стопроцентно охватить сотрудников этой системой. Но этого мало. Ключевая структура власти - областная дума - работает по-старому. А все системы власти должны работать единообразно.

У нас действует координационный совет области по информатизации, в который входят наряду с чиновниками и представители бизнеса. Через этот совет мы провели серьезный разговор о распространении современных технологий в муниципальных образованиях. Столкнулись с проблемами - где-то нет приличного сервера, а где-то, например в Североморске, на текущий год не предусмотрено ни копейки на информатизацию. Получается, президент и правительство страны и области ставят задачу, а муниципалитеты живут своей отсталой жизнью. Пришлось объяснять эти вещи, мы надеемся на взаимопонимание. Иначе не исключено, что губернатор Дмитриенко будет вынужден сказать в адрес глав муниципалитетов те слова, которые президент сказал в адрес глав некоторых субъектов РФ, - о том, что неспособность внедрять современные IT-технологии будет свидетельствовать о неспособности руководить регионом.

Одной из первоочередных задач сейчас является следующая: административному управлению и управлению информатизации аппарата правительства области предстоит обеспечить процесс внедрения в деятельность муниципальных администраций СЭДО, системы IT-телефонии, интегрированных с аналогичными системами в областном правительстве. Тогда мы сможем говорить о едином для области и муниципальных властей информационном пространстве. Более того, сделав документы электронными и видимыми друг для друга, мы сделаем их открытыми для населения - смотри, оценивай, участвуй, критикуй.

Возвращаясь к МФЦ. Летом его специалисты и управление информационных технологий должны будут прописать технологии процесса оказания гражданину услуги в электронном виде. МФЦ должен будет выполнять функцию главного информационного центра, в том числе его специалистам предстоит решать в правительстве сугубо прикладные задачи по технологии обеспечения работ.

Надо сформировать идеологию и единое правовое поведение в виде законов, постановлений, распоряжений. Это необходимо, но очень трудно. Важен вопрос кадров - в МФЦ должны работать квалифицированные специалисты IT-технологий, в современном мире это дефицит, они должны быть высоко оплачиваемыми. Когда в министерстве финансов таким сотрудникам предлагают зарплату шофера - это неправильно. Получается, что автобаза, что МФЦ - степень значимости одинакова. Хорошо, что губернатор современный человек и изменил этот подход.

Самое же главное - понять, что все вышесказанное не просто очередные правильные фразы. Людям важна реальная возможность прийти в МФЦ, обратиться к одному оператору за услугой и через короткое время получить результат. Если этого не будет - значит, деньги потрачены впустую, а областная власть оказалась неспособна выполнить поставленную президентом страны задачу.

* * *

Продолжая разговор о роли и задачах будущего многофункционального центра, его директор Сергей Мирошниченко рассказал, что к концу года в МФЦ можно будет получить четыре услуги. К ним относятся: выдача архивных справок, копий и выписок; прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения; предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; выдача свидетельства обязательного государственного пенсионного страхования. Вообще же таких государственных услуг четыреста, в перспективе все их можно будет получить в установленном порядке.

- В новом центре будет предусмотрено множество моментов, обеспечивающих удобство граждан, - отметил Сергей Мирошниченко. - В частности, здесь будет зона ожидания, где можно будет с комфортом дождаться своей очереди к оператору, отделение банка, где будут работать юрист и нотариус, а также, что важно, аптека, буфет и детская комната. Можно будет воспользоваться услугами банка - например, чтобы оплатить госпошлину, квитанции. Сейчас готовится план реконструкции здания. Для удобства мурманчан рассматривается вопрос об организации в дальнейшем филиалов центра в трех округах Мурманска. Впрочем, это задача на будущее. А пока главная наша цель - создать методологию перевода процесса оказания услуг - так называемого регламента - в электронный вид. Это позволит заработать всей системе.

Юлия МАКШЕЕВА

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.05.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
64,068374,184777,953471,6592
Афиша недели
Айболит, а не гангстер?
Гороскоп на сегодня