Игра на контрасте 

Что северянам не дает скучать, так это погода. То кутаемся потеплее в минус 20, то пытаемся укрыться от метелей, то оттепель проверяет на прочность наши здоровье и обувь… Самое неприятное, что все эти перемены происходят, как правило, за одну ночь. И если задача обычных людей - подобрать подходящую одежду, то цель коммунальщиков заключается вроде бы в том, чтобы состояние дворов, тротуаров и дорог было надлежащим. Однако добиться этого последним удается далеко не всегда.  

Не стал исключением и нынешний сезон. Слякоть и снежная каша, за пару часов превращающиеся в угрожающий здоровью каток самых неправильных форм, - картина вполне привычная. Да что говорить, коммунальщики научили нас довольствоваться малым. К примеру, сейчас, увидев около какого-нибудь дома снежное месиво, многие радуются, потому что около других зданий лед, даже не присыпанный песком. 

Возьмем для примера центр Мурманска. Улица Папанина, тротуар около ЦНТИ. Голый лед, белейший, без единой песчинки. Как идти? За что держаться? За воздух, видимо. Ну или использовать силу земного тяготения. Дом № 39 на улице Софьи Перовской. Ему повезло, он стоит на пригорке, следовательно, жильцам третьего подъезда с высоким крыльцом приходится веселее всех: или спускаться на ледянках, или надеяться на чудо. Само крыльцо, к слову, покрыто льдом. Хорошо, перила отремонтировали, а то бывало, что даже сила рук не могла помочь подняться наверх.  

Для тех, кто преодолеет это препятствие, есть приз - с другой стороны дома, где зона ответственности другой управляющей компании, дворники очищают тротуар до асфальта. 

Еще примеры контрастов? Пожалуйста. Проспект Ленина, дома № 72, 74 и 76. Сложно сказать, как сюда заезжают машины - даже с детской коляской это сделать весьма проблематично. Видимо, чтобы разнообразить рельеф, рядом с кашей имеются снежные горы. Картина не самая приятная, согласитесь.  

А вот дома напротив в этом же дворе - расчищенный тротуар, по которому любой транспорт может спокойно проехать, а человек пройти, не опасаясь падений. Почему такая разница? За состояние первых домов отвечает управляющая компания, вторых - ТСЖ. 

Хочешь ехать - бери лопату 

В этом дворе, а также в нескольких других, мы вчера побывали во время объезда вместе с заместителем губернатора Юрием Сердечкиным и министром энергетики и ЖКХ Дмитрием Латышевым. Поводом послужило большое количество обращений северян на портал «Наш Север» от жителей Мурманска и Североморска о беспорядке около домов. 

Объезд начался с флотской столицы. Если на территориях, подведомственных городской администрации, еще более-менее порядок, люди могут пройти, не особенно рискуя упасть, то во дворах удручающая картина: снежная каша, горы собранного, но невывезенного снега. 

Так, около дома № 8 на улице Гвардейской настолько глубокие колеи, что жильцам самим приходится сыпать снег под колеса автомобиля, чтобы он мог проехать. Как маневрируют мамы с колясками - вопрос сложный, мы таких смельчаков не видели. Зато заметили, наверное, единственного человека, которому по душе лужи в колеях: маленькая девочка с улыбкой стояла в воде и уходить, судя по всему, не спешила. 

- На данный момент пробиваем проходы к проезжей части, - сказал подошедший к нам сотрудник УК «Авиагородок» Кирилл Чудинов. - Техника сейчас работает на улице Авиаторов, потом придет на Гвардейскую, будет чистить двор и вывозить снег.  

Примерно такая же ситуация и в областном центре. Состояние дворовых территорий, зависящее от сотрудников управляющих компаний и ТСЖ, омрачит настроение любому. Во дворе дома № 70 на проспекте Ленина представители областного правительства задержались надолго: у жильцов накопилось множество жалоб, причем не только на невывезенный снег. 

- Мы поменяли уже несколько управляющих компаний, сейчас ведем переговоры еще с одной, - рассказала живущая в этом доме Татьяна Котенко. - В прошлом году сосулька, упавшая с крыши дома № 8 на Рыбном проезде, убила женщину. Мы не хотим повторения ситуации. Когда сейчас началась оттепель, буквально каждые полчаса с крыш падали огромные куски снега. Написала гневное обращение в администрацию города. Конечно, до мая все растает, но, чтобы дожить до него, надо что-то предпринимать. Со стороны улицы Егорова над магазином висела вообще огромная шапка. В среду приехали ребята и сбили сосульки над седьмым подъездом, а снежные глыбы оставили: сказали, что у них задание только на один подъезд. Я опять звонить с жалобами. Вечером того же дня появились двое, над другим подъездом сбили. И все. Люди сами занимаются уборкой двора, вывозом. 

Также Татьяна Котенко и другие жильцы провели представителей власти по подъездам. Так, дверь в один из них полностью не открывается, сам вход под большим уклоном - войти крайне проблематично. Внутри состояние не лучше: пахнет сыростью, в прошлом году перед 9 Мая и вовсе провалился пол. 

Против белых пятен 

- По итогам нашей поездки складываются неоднозначные впечатления, - сказал вице-губернатор Юрий Сердечкин. - Видим, что техника работает, дорожная сеть, за которую отвечают городские власти, находится в состоянии, значительно лучшем, чем дворы. В большинство из них сложно зайти. Конечно, мы зададим много вопросов представителям управляющих компаний. Их деятельность должна совершенствоваться. Они должны адекватно оценивать свои возможности: если недостаточно техники, то не надо брать в управление такое количество домов. Это предмет отдельного обсуждения. На заседании межведомственной комиссии мы еще раз с коллегами из всех муниципальных образований области обсудим ситуацию. Наверняка многие слышали, что в Мурманске мы вместе с администрацией сейчас формируем модельный план радикального улучшения уборки. Например, знакомая ситуация: дворы чистят, а между домами - огромная куча снега или каша. Это проблема так называемых белых пятен: непонятно, чьей именно зоной ответственности они являются. Карта города будет оцифрована, и каждый двор, дом будут четко закреплены за конкретной организацией, которая отвечает за уборку, чтобы было с кого спросить. Когда он будет сверстан, передадим его и в другие муниципалитеты. Работа должна быть системной, мы не можем заниматься этим в ручном режиме, как происходит сейчас. Необходимо кардинально улучшить деятельность управляющих компаний, потому что такое не может продолжаться и дальше.  

Еще одна проблема - припаркованный транспорт, мешающий уборке. С этой темой тоже нужно разобраться. Сейчас правительство региона уделяет особое внимание жалобам, которые поступают на портал «Наш Север». Кроме того, работает горячая линия по вопросам ЖКХ, плюс обычные обращения, которые поступают по телефону или в письменном виде в приемную губернатора и глав муниципальных образований. Если северяне хотят исправить существующее положение, надо максимально оперативно доводить информацию до должностных лиц, чтобы была возможность реагировать.