29.11.2017 / Жилкомхоз

Даже уголовное наказание не помогает возвращать накопленные коммунальные долги

Недавно в Мурманске состоялась встреча за круглым столом на тему «Актуальные проблемы сбытовой деятельности в энергетической отрасли и пути их решения». Организовали ее компании «ТГК-1» и Мурманская ТЭЦ. На мероприятии энергетики совместно с представителями органов власти, управляющих компаний Санкт-Петербурга, Карелии и Мурманской области, а также экспертами отрасли обсудили наиболее острые вопросы жилищно-коммунального хозяйства. Самое большое внимание было уделено проблеме задолженности потребителей перед ресурсоснабжающими организациями.

Долги считаем миллиардами

Директор по сбыту Мурманской ТЭЦ Александр Парский рассказал об итогах перехода на прямые платежи. С 2010 года, когда на рынке появились управляющие компании, денежные средства по оплате коммунальных услуг собирались на их счетах. И такая система расчетов показала свою неэффективность.

- В результате образовалась колоссальная задолженность, в которой 1 миллиард рублей - это долги организаций-банкротов, - сообщил Парский собравшимся. - Органы внутренних дел заводят уголовные дела, 10 руководителей получили реальные сроки лишения свободы. Но в денежном выражении толку от этого нет, потому что уставный капитал этих организаций составлял по 10 тысяч рублей - и никакого имущества на балансе. Так что взыскать ничего невозможно. Но в 2013 году рост задолженности удалось остановить благодаря внедрению системы прямых расчетов за ресурсы. Сейчас уже почти не осталось УК, которые работают не на прямых платежах, и собираемость в среднем по области составляет 94 процента.

- В правительстве Мурманской области очень давно системно ведется работа по мониторингу платежной дисциплины в сфере ЖКХ, - отметил заместитель главы региона Евгений Никора. - Мы очень рано занялись переходом на расчеты за ресурсы по приборам учета и достигли довольно высокого уровня.

Он назвал пугающим размер долга Министерства обороны РФ коммунальным предприятиям области, который превышает 1,3 миллиарда рублей. С появлением на рынке жилищно-коммунальных услуг АО «Главное управление жилищно-коммунального хозяйства» («ГУ ЖКХ») ситуация с текущими платежами изменилась к лучшему. Но проблема уже накопленных долгов остается. В недавно полученном письме Минобороны подчеркивается, что задолженность предшественников «ГУ ЖКХ» - АО «Славянка» и ОАО «РЭУ» - необходимо решать в судебном порядке.

- Что касается просроченной задолженности без учета долгов Минобороны, она у нас без малого 9 миллиардов рублей, - продолжил замгубернатора. - Прежде всего за теплоснабжение - 7,4 миллиарда. Более 700 миллионов потребители должны за водоснабжение, столько же за электроснабжение и 75 миллионов - за газ. Основные неплательщики - население и исполнители коммунальных услуг. Что касается вторых, то правительство области и правоохранительные органы ведут с ними довольно жесткую работу. Несмотря на решения, в результате которых руководители организаций исполнителей коммунальных услуг осуждены, денег от этого у РСО не прибавилось. И те действия, которые они предпринимают в рамках гражданского производства, дают свои плоды, но не такие впечатляющие, как хотелось бы.

Евгений Никора подчеркнул, что правительство региона постоянно оказывает содействие ресурсникам, но и они со своей стороны должны прилагать усилия к тому, чтобы гражданам было проще оплатить полученные ресурсы:

- Мы тратим большие деньги на компенсацию выпадающих доходов для организаций, которые предоставляют услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, в 2017 году - более 2,3 миллиарда рублей. Цифры по водоснабжению и водоотведению скромнее - 329 миллионов, по газу - более 180 миллионов. Небольшая сумма идет и гарантирующим поставщикам, которые обеспечивают электроснабжение потребителей на изолированных территориях. Переход на прямые расчеты с потребителями коммунальных услуг мы продолжим. Понятно, что эти расчеты должны быть предельно простыми, например, по СМС. Желательно, чтобы РСО брали на себя оплату комиссионных сборов. Очень важно, чтобы коммунальные предприятия оптимизировали свои расходы. Люди должны иметь возможность экономить на всех видах ресурсов. И здесь власть должна взаимодействовать с РСО, в том числе при строительстве новых домов, при модернизации жилого фонда. Мероприятия по энергосбережению обязательно должны входить в нормы по капремонту МКД.

И, разумеется, большое внимание в области уделяется претензионно-исковой работе. Но, несмотря на все усилия, возвращение долгов по-прежнему остается серьезной проблемой.

С банкротов взятки гладки?

С начала 2017 года в суды подано около 27 тысяч исков на сумму более 3,3 миллиарда рублей. Удовлетворено на без малого 2,65 миллиарда. В службу судебных приставов направлено 26 тысяч исполнительных листов на 2,22 миллиарда. Оплачено же по исковым требованиям всего лишь 806,7 миллиона рублей.

Социальный портрет неплательщика нарисовал участникам круглого стола начальник юридического отдела МТЭЦ Александр Тропин:

- Первая группа - это социально незащищенные работающие граждане с низким уровнем доходов. Вторая - тоже работающие, в основном интеллигенция, которые по разным причинам уклоняются от оплаты или платят несвоевременно. Малоимущих - 30 процентов, недисциплинированных - 70.

Заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Мурманской области Павел Ширяев уточнил:

- На мой взгляд, количество тех, кто не может оплачивать ЖКУ, - 10 процентов. Я бы разделил их на две категории: одни не могут, потому что опустились и им уже все равно, а вторые - это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. С такими гражданами надо работать, им надо помогать и обязательно информировать о том, как они могут избавляться от долгов в досудебном порядке.

Павел Ширяев отметил также, что 20 процентов должников не проживают по месту регистрации.

- Главная проблема исполнительного производства в России - мы можем работать достаточно эффективно только с человеком, который находится, так сказать, на свету. Тот, кто живет в тени, нам неподвластен. Люди возмущаются: мол, смотрите, он за коммуналку годами не платит и при этом на джипе разъезжает. Начинаем разбираться, а джип за тещей числится...

О безнаказанности должников говорила и начальник областной Государственной жилищной инспекции Алена Кузнецова:

- Мы столкнулись с тем, что достаточно большую часть жалобщиков составляют именно должники. Бывает, что человек вообще ни рубля не платит в течение многих лет, но при этом частенько жалуется, что его плохо обслуживают. При попытке ограничить ему подачу того или иного ресурса в надзорные органы тут же летят жалобы. Причем именно тогда должники обнаруживают удивительно глубокие познания в сфере жилищного законодательства. Они обязательно ищут какие-нибудь нарушения в системе оповещения и т. п., чтобы избежать отключений. И надзорные органы вынуждены защищать такого должника.

Главный жилищный инспектор отметила: не было бы столько исков в отношении УК по поводу, к примеру, ремонта подъездов, если бы люди платили. Недоремонт происходит именно вследствие недоплаты. То есть количество производств было бы гораздо меньше, если бы ответственность была с обеих сторон - это раз. И два - если бы был налажен четкий полноценный учет ресурсов.

- К примеру, мы даже не подозревали о масштабе самовольного перехода граждан с централизованного отопления на электрообогрев. Он стал выявляться только по мере установки общедомовых приборов учета. Во многих домах различных муниципальных образований именно это стало причиной большой задолженности перед теплоснабжающими организациями. Хорошо, что в руководстве Мурманска прошлых лет были достаточно компетентные люди, чтобы не допустить такой вакханалии, какая произошла, например, в Кандалакше, - заметила начальник ГЖИ. - Дом - это не коробка, которую надо подметать, это единый организм, и наладить его работу не так-то просто.

- Круглый стол в рамках проекта «Образцовый управдом» проходит уже в третий раз. Мы убедились, что межрегиональный обмен опытом положительно влияет на улучшение отношений и взаимопонимания между поставщиками ресурсов и потребителями. В совместном диалоге мы вырабатываем новые подходы к выстраиванию платежной дисциплины, перенимаем практику повышения собираемости средств, изучаем лучшие и реально работающие энергосберегающие технологии в ЖКХ, - отметил Эдуард Лисицкий, заместитель генерального директора по развитию «ТГК-1». - Крайне важно, что наш проект поддерживают представители органов власти - профильных министерств и комитетов. В свою очередь мы стараемся делать его с каждым годом более разносторонним, поднимая новые злободневные темы.

Отметили лучших

В завершение встречи за круглым столом прошло вручение межрегиональной премии «Образцовый управдом» по итогам рейтинга потребителей тепловой энергии. Ею отмечены руководители ряда объединений собственников жилья из областного центра - Дмитрий Колесников («Кольский дом 84»), Татьяна Радионова («Мурманск-18»), Владимир Канаев («Рыбак Заполярья»), Вячеслав Мастеренко («Карла Маркса-61»), а также Наталья Николичева из Апатитов («Дзержинского-4»).

В этом году к учредителям премии присоединился гарантирующий поставщик электрической энергии в Мурманской области - «КолАтомЭнергоСбыт». Он также отметил за высокую платежную дисциплину лучших управленцев: Веру Пинкас («Русанова-1»), Ирину Доставалову («Копытова 34»), Галину Вандекергоф («Эксперимент-1»), Светлану Поделякину («Крупской 15-17»), Наталью Мшенскую («Мурманск-34»), Вячеслава Мастеренко («Карла Маркса-61»).

Кроме наших земляков наград удостоены также представители Санкт-Петербурга и Петрозаводска.

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.11.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,875776,184879,000772,9161
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня