«Мои аккаунты в соцсетях работают сейчас, как горячая линия. Замечания от наших жителей поступают ежедневно. А значит, есть сбой в работе в части контроля. Подача тепла в жилфонд - это не история подключения дома к системе отопления, а факт подачи тепла в каждое помещение», - подчеркнул глава региона Андрей Чибис на оперативном совещании в понедельник. Корреспондент «Вестника» попыталась выяснить, как в целом область вошла в отопительный сезон и почему наши земляки продолжают жаловаться на отсутствие тепла.

Перво-наперво я обратилась с этими вопросами в крупнейшие теплоснабжающие организации области.

- Мы подошли к отопительному сезону полностью готовыми, - сказал генеральный директор АО «Мурманэнергосбыт» Алексей Степанов. - Провели пробные топки, оборудование показало себя хорошо, надежно. Сегодня все котельные работают в штатном режиме, выдают нормативную температуру, так что проблем с подачей тепла, условно говоря, от котельной до стенки дома нет. Да, есть проблемы с управляющими компаниями, которые до сих пор ведут наладку систем. А у нас все хорошо, мы полностью готовы к прохождению зимы.

Оказалось, мой звонок застал руководителя «МЭС» по дороге из Кандалакши в Мурманск. Там специалисты предприятия помогали местным властям в подключении домов, которые перешли в муниципальную собственность от Минобороны.

- В этом году в Кандалакше будет работать модернизированная котельная, в которой применяются современные технологии. Они позволят нам сэкономить на штатной численности, на электроэнергии, на водоподготовке. А вчера мы ездили в Зеленоборский, там сеть дала трещину, и мы помогли заварить. То есть работаем совместно и с муниципальными образованиями, и с ответственными управляющими компаниями. Всегда готовы откликнуться, чтобы у жителей нашей области было тепло в квартирах.

В пресс-службе Мурманской ТЭЦ тоже заверили, что полностью готовы к холодам. В течение последних двух лет компания меняет теплосети в центре Мурманска. Были проведены большие работы на улицах Книповича, Дзержинского, Софьи Перовской. В общей сложности заменена тысяча метров труб. Проблем с подключениями нет, все оборудование функционирует без сбоев.

При этом, по словам главного жилищного инспектора области Алены Кузнецовой, 95 процентов обращений, которые поступают на горячую линию ГЖИ, связаны с отоплением. Таковых насчитывается больше двух тысяч. А начиная с 12 сентября, когда «запустилась» уже вся область, их поступило порядка 400. Три четверти - из Мурманска.

- Сказать, что особо выделяется какой-то район или какая-то управляющая компания, нельзя, - заметила начальник ГЖИ. - Заявления распределяются довольно равномерно. Нет такого, чтобы целый дом где-то остался без тепла. В основном проблемы точечные, то есть в отдельных квартирах или по стоякам. Чаще всего это завоздушивание, которое ликвидируется обычно просто: на последнем этаже мастер открывает специальный клапан и стравливает воздух. Но этот пустяк может превратиться в серьезную проблему, если в квартиру нет доступа. Как, например, случилось в доме № 20 на улице Подстаницкого. Там умер собственник квартиры, в права наследования никто пока не вступил, да и закон позволяет сделать это только через полгода. Подать в суд невозможно, так как нет ответчика. Как попасть в квартиру, непонятно. А из-за этого страдают жильцы всех помещений, расположенных ниже по стояку. Никто не возьмет на себя ответственность взламывать дверь в чужой квартире. В нашей стране жилище гражданина неприкосновенно...

В Заполярье отпуска длинные, и нередки ситуации, когда при авариях или, вот как сейчас, при запуске системы отопления бывает необходимо попасть в квартиру. А там никого нет... Порой приходится слышать: мол, это можно делать в сопровождении полицейских или приставов. Но представьте себя на месте владельца квартиры: чужие люди в ваше отсутствие вынесли дверь, набежали толпой в помещение, спустили воду или провели какие-то работы, а потом удалились, оставив дверь закрытой «на честном слове».

- Поэтому мы всегда просим людей: когда уезжаете надолго, оставляйте свои контакты в расчетных центрах. Кто знает, что может случиться в ваше отсутствие! Рванет батарея, а вас нет. Мало того, что квартира затоплена, так еще и полдома без отопления, - продолжила Алена Кузнецова. - Случается, что разбираться приходится долго еще и потому, что в нашем регионе ремонт люди предпочитают делать именно летом. Или просто не пускают в квартиру, тоже нередкое явление. Бывает, что и нерадивая управляющая компания не справляется со своими обязанностями: к примеру, у нее не держат задвижки или их вообще нет на стояке, поэтому невозможно спустить отдельный стояк, который не работает. И тогда приходится спускать теплоноситель со всего дома, а потом заново его набирать. То есть факторов очень много. Но на сегодня - ничего критичного. Дома все подключены. И даже тот факт, что не все еще получили паспорта готовности, не связан с подключением жилых зданий к теплу. Сейчас идет вторая неделя после начала отопительного сезона, на это время всегда приходится пик обращений. Очень скоро их число начнет уменьшаться.

О возможных проблемах с подключением отопления жители региона могут сообщить диспетчерам по телефону единой региональной горячей линии ЖКХ: 8-800-250-78-25. Обычно она действует по будням с 8 до 20 часов. Однако на период запуска отопительного сезона режим работы горячей линии изменен, операторы готовы принять звонок также в субботу и воскресенье с 10 до 16 часов.