03.10.2017 / Жилкомхоз

Когда самим не разобраться

В помощь потребителям ЖКУ

Жилищно-коммунальная сфера - это часть нашего быта. Если в доме, в квартире все отлажено, мы о ней вспоминаем разве что раз в месяц, когда надо платить по счетам. Но далеко не всегда нас устраивает работа управляющих компаний и ТСЖ. Да и с начислением платы за ЖКУ не все бывает ясно. Поэтому «Вестник» обратился в областную Государственную жилищную инспекцию с просьбой ответить на некоторые вопросы мурманчан.
- Мои родители - пенсионеры. Каждый год они на все лето уезжают из Мурманска. И каждый год, пусть и в меньшем объеме, но им начисляют плату за жилищно-коммунальные услуги, хотя они всегда предъявляют билеты в управляющую компанию. Разве это правомерно - брать с людей деньги, к примеру, за вывоз мусора, если они этот мусор не производят?
Анна Прокопенко*.
- В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 года (для простоты их называют «Правила № 354»), жильцы платят за воду, тепло, электроэнергию, которые потребляют у себя в квартире, - пояснила заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Мурманской области Ирина Ракитская. - Плата за услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов в силу п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, входит в состав платы за содержание и ремонт жилого помещения. И в тех же Правилах 491 сказано, что изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения может быть осуществлено только в случае выполнения работ ненадлежащего качества. Перерасчет размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в связи с временным отсутствием потребителя не предусмотрен.
С 1 января 2017 года в Правила № 354 внесены изменения, касающиеся граждан, в квартирах которых не установлены индивидуальные приборы учета воды и электрической энергии притом, что технически такая возможность имеется. Теперь в таких случаях перерасчет в связи с временным отсутствием жильцов (например, отпуск и т. д.) не производится (абзац 2 п. 86 Правил № 354). Кроме того, если в помещении никто не зарегистрирован, и отсутствует прибор учета, расчет размера платы за коммунальные услуги производится исходя из количества собственников помещения (п. 56 (2) Правил № 354).
- В нашем доме никогда никаких собраний не проводилось, договор с управляющей компанией мы не заключали. Устанавливали домофон за свой счет, хотя это должно быть за счет средств на содержание общего имущества. Как нам быть?
Николай Стацюк.
- Смотря чего вы хотите добиться, - ответила заместитель главного жилищного инспектора области. - Если вы считаете, что УК управляет домом незаконно, поскольку в вашем МКД не проводилось общее собрание собственников по выбору способа управления, то для начала вам нужно получить протокол того собрания, на котором была выбрана ваша компания. С этим требованием следует к ней же и обращаться. В том случае, если вы не принимали участия в этом собрании или голосовали против принятия такого решения, если считаете, что таким образом нарушены ваши права и законные интересы, вы вправе в соответствии с ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ обжаловать это решение в суде. Заявление об обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда собственник узнал или должен был узнать о принятом решении.
Что же касается установки домофонов, то она не относится к обязательным работам по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Если при строительстве вашего дома домофон предусмотрен не был, собственники вправе на общем собрании принять решение об установке дополнительного оборудования и определить размер платы, вносимой на эти цели.
- Имеет ли право человек, не проживающий в доме, где создано ТСЖ, стать его председателем? И кто назначает ему зарплату?
И. В. Комарова.
- Председателем правления ТСЖ может быть только один из собственников дома, в котором оно создается. При этом он должен быть членом ТСЖ и членом его правления. Место фактического проживания председателя значения не имеет. При этом, даже если человек постоянно проживает в этом доме, но не является собственником помещений, расположенных в нем, по действующему законодательству он не может стать ни членом товарищества, ни членом правления, ни председателем. Вознаграждение председателю ТСЖ устанавливается не им самим, а общим собранием членов товарищества собственников жилья. Решение об этом должно быть зафиксировано в протоколе собрания. В то же время не исключена возможность привлечения наемного лица в качестве управляющего, - отметила Ирина Ракитская.
- Кто отвечает за управляющие компании? Кто поможет очистить дворы?
Валентина Кравченко.
- В настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено несколько видов контроля за деятельностью управляющих организаций: контроль собственниками помещений в МКД путем создания совета дома; лицензионный, который осуществляется органами государственного жилищного контроля (Государственная жилищная инспекция Мурманской области); муниципальный жилищный контроль (в Мурманске - комитет по жилищной политике администрации г. Мурманска); общественный жилищный контроль, - ответила заместитель начальника ГЖИ. - Само собой разумеется, лучше всего проконтролировать работу управляющей организации могут сами собственники, создав совет МКД. Но, к сожалению, это редкое явление.
Поэтому, если совета в доме нет, а ваша придомовая территория не обслуживается должным образом, любой собственник или группа собственников могут обратиться в свою УК с претензией. Она должна быть зарегистрирована, и управляющая компания обязана на нее ответить. Жалоба будет гораздо результативнее, если неоказанную услугу или ее низкое качество жильцы зафиксируют документально, составив акт с участием и подписью представителя УК. Нередко бывает, что управляющие организации не выполняют требования совета многоквартирного дома или жильцов. Тогда они вправе обратиться в органы государственного и муниципального контроля.
- Во втором подъезде нашего дома сделан ремонт, а в остальных до сих пор нет. Что делать?
Вадим Шрамко.
- В соответствии с п. 3.2.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ № 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить не только требуемое санитарное состояние лестничных клеток, но и исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; нормативный режим температуры и влажности на лестничных клетках.
Согласно п. 3.2.9 Правил и норм, периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. При этом важно учитывать, что управляющая организация при отсутствии решения собственников о поручении данных работ, их финансировании не обязана их выполнять. Поэтому конкретные решения о финансировании работ по ремонту подъездов, утверждении графика ремонтов должны приниматься самими собственниками на общих собраниях. И только в этом случае при невыполнении управляющей организацией решений общих собраний о проведении ремонтов подъездов жильцы вправе обратиться в орган муниципального жилищного контроля администрации Мурманска (ул. Профсоюзов, 20) для проведения внеплановой проверки в отношении управляющей организации.
Вадиму в первую очередь необходимо обратиться в управляющую организацию за разъяснением, в соответствии с каким решением производятся работы, какая периодичность их проведения установлена, и только после этого делать соответствующие выводы.
- В этом году в нашем доме установили счетчик на тепло. Мы порадовались, что плата за теплоснабжение теперь снизится. Но начисления за эту услугу по-прежнему производятся по нормативу. Выходит, никакой экономии не будет? Так зачем же мы счетчик-то ставили?
(Без подписи.)
- Если бы плата за отопление начислялась по фактическим показаниям приборов учета, в холодные месяцы она бы значительно превышала плату в более теплые периоды, - объяснила Ирина Ракитская. - А в летние месяцы мы вообще не платили бы за тепло. Но большинство населения страны, в том числе и жителей нашей области, в 2013 году отнеслось к этому новшеству неодобрительно. Ведь зарплаты и пенсии в холодные месяцы больше не становятся, а плата за коммунальные услуги при этом заметно увеличивается.
Поэтому руководство РФ установило гибкую систему, при которой регионы сами вправе определять, как жителям оплачивать услугу теплоснабжения. И правительством области было принято решение о возвращении к оплате по 1/12, когда объем тепловой энергии, потребленный в течение отопительного периода, равномерно распределяется на 12 месяцев. Поскольку в доме, где прибор учета тепла установлен совсем недавно, невозможно определить среднемесячный расход, начисление производится по нормативам. А по окончании отопительного сезона будет сделан перерасчет с учетом показаний счетчика. Так что установлен он был не зря. Тем более что таково требование законодательства.
*Имена и фамилии изменены.

Опубликовано: Мурманский вестник от 03.10.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня