Существует такой документ - технический регламент Таможенного Союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011». Он обязывает страны-участницы заменить или модернизировать до февраля 2020 года электроподъемники, которые эксплуатируются более 25 лет. Для нашей, например, области это означает, что около 1700 лифтов надо срочно менять. В противном случае через год с небольшим жильцам придется подниматься в свои квартиры по лестницам.

Ресурс фонда для лифтов исчерпан

Эту проблему подняли участники прошедшего недавно заседания объединенного общественного совета при Госжилинспекции, комитете по тарифному регулированию, министерстве строительства и территориального развития, когда обсуждали вопросы, связанные с капремонтом. К разговору были приглашены представители управляющих компаний, строительных организаций, муниципалитетов, областного минэнерго и Фонда капремонта. Он получился весьма конкретным и охватил многие стороны организации и проведения капитального ремонта. И начался именно с темы лифтов.

Представитель УК «Буревестник» (бывшее «Октябрьское ЖЭУ») Семен Ситник рассказал о том, как обстоит дело с двумя лифтами дома № 72 на проспекте Ленина в Мурманске. Управляющая компания после проведения капремонта обнаружила ряд недостатков и встревожилась, что могут иметься и более серьезные. Заказанная экспертиза действительно выявила проблемы. Ремонт производил Карачаевский завод, который устраняет имеющиеся замечания.

- Такая ситуация сейчас с одним домом, - сообщил генеральный директор НКО «ФКР МО» Александр Юрченко. - То есть на большинстве объектов работы сделаны должным образом. Да, бывает, что в рамках гарантийных обязательств подрядчик устраняет какие-то моменты, но они объективны. Например, не выдерживают общедомовые электросети, и за счет этого выходит из строя электронная система лифта. Но все эти моменты решаются. В качестве штрафных санкций было получено порядка двух миллионов рублей только по лифтам.

- Количество кабин, которые поменяли за последний год, соразмерно тому, что меняли до этого с 2009 по 2014 год, - сказал начальник управления министерства энергетики и ЖКХ Дмитрий Латышев. - Работа была масштабная. Мы шли на это сознательно, понимая, что у нас в области несколько тысяч лифтов, которые в феврале 20-го года должны быть выведены из эксплуатации. Поэтому настоятельно рекомендовали администрациям заняться этим вплотную. Нас услышали, и мы пошли на такой достаточно беспрецедентный объем работ. Естественно, возникали сложности. Большая проблема дала о себе знать, когда мы вышли на пиковые объемы сдачи лифтов. Выяснилось: управляющие компании забыли, что у них есть обязательства иметь в штате сотрудника, обученного эксплуатации новых кабин. Это обязательное условие приема лифта Ростехнадзором. Год назад у нас сложилась ситуация, когда готовые подъемники нельзя было запустить, потому что у управляющей компании не было обученных людей. Так что зачастую наличие проблем связано не с деятельностью фонда или подрядчика, а с бездействием администраций муниципальных образований либо противодействием отдельных УК. Хорошо, что мы все это преодолели. Но у нас останется другая проблема: лифты старше 25 лет эксплуатации в соответствии с регламентом Таможенного Союза к февралю 2020 года должны быть либо заменены, либо остановлены.

30 процентов от объема работ, которые позволяла выполнить региональная система капремонта, составляли электроподъемники. Соответственно, ресурсный потенциал программы в части лифтов исчерпан. Надо ведь ремонтировать и многое другое оборудование, а также крыши, фасады, подвалы. Поэтому собственникам самим необходимо принять решение о замене лифтов.

Для кредита нужен залог

По мнению Дмитрия Латышева, это можно сделать за счет средств УК или дополнительных взносов, а потом уже в установленном порядке - есть законодательно прописанный механизм - возможно обращение в фонд о приостановлении уплаты взносов.

- Это действительно будет проблемой, потому что я сомневаюсь, что УК пойдут на то, чтобы тратить свои деньги на это очень дорогостоящее мероприятие, - высказал свое мнение председатель объединенного общественного совета Денис Яковенко. - Все деньги уходят на содержание дома. А за счет взносов жителей - вариант нежизнеспособный. У нас ни одна компания по этому пути не пошла по двум причинам. Первая - требуется на это уговорить жителей. Но даже не в этом загвоздка. А в том, что эти деньги потом возвращаются на расчетный счет УК. Система у нас в ЖКХ сейчас сложилась таким образом, что срок жизни УК максимум пять лет. Через пять лет компания обанкротится. И никогда эти деньги не получит. Так что очень скоро мы столкнемся с проблемой лифтов лицом к лицу.

- Проблема есть и сейчас, - уточнил Дмитрий Латышев. - Через полтора года будут ее последствия. Включить все в региональную программу можно, только при этом придется исключить все прочие работы. Эта ситуация характерна не только для области, но и для всей страны. Мы обращали на нее внимание федеральных органов власти, поскольку еще один вариант решения вопроса - изменение регламента Таможенного Союза. Сложно сказать, какое решение будет принято в итоге. Поэтому не стоит уповать на то, что кто-то что-то изменит. Надо активнее работать всем, в том числе и собственникам. Они должны понимать, что лифт - такое же их имущество, как квартира, в которой они живут. К сожалению, представление о собственности заканчивается тогда, когда за спиной у человека захлопывается дверь.

Обсуждались различные варианты источников финансирования. Участники дискуссии обратили внимание на то, что установить новые лифты можно было бы за счет кредитования банками управляющих компаний. Иначе, как есть у нас дома с неработающими бойлерами, так скоро появятся дома с неработающими лифтами. И почему бы не открыть кредитную линию Фонду капремонта?

- Банки вообще не кредитуют сферу ЖКХ, - сказала по этому поводу главный жилищный инспектор области Алена Кузнецова. - Много лет мы говорим о том, что для этого нужен инфраструктурный банк. Дело в том, что банки дают кредиты под залог. А в этой сфере предмета залога нет. И у Фонда капремонта его тоже нет. Дом не может быть предметом залога, потому что он находится в собственности большого количества лиц.

Как жить будем, соседи?

Непростая ситуация с лифтами не единожды рассматривалась на федеральном уровне, но отменить или изменить регламент, принятый группой стран, практически невозможно, его надо исполнять. Тем более что речь идет не просто об удобстве, а о безопасности людей. Ведь даже домам, построенным в последние годы существования СССР, уже около 30 лет. Значит, и лифтовому оборудованию тоже.

В 2017 году область успела - тогда еще позволяло законодательство - без решения собственников войти в пилотный проект ускоренной замены лифтового оборудования. Таким образом в 164 домах появились 376 новых кабин. Но сегодня у нас в области около 1700 лифтов, которые через полтора года должны прекратить действовать, и заменить их все за счет средств регионального Фонда капитального ремонта невозможно. Умножьте 3 миллиона на 1700, и станет понятно, что никакой фонд с этим не справится. Поэтому муниципальные власти и управляющие организации должны инициировать проведение общих собраний собственников квартир в многоквартирных домах, чтобы разъяснить им необходимость принятия решения о замене лифтового оборудования. За счет их - жильцов - средств.

Можно сколько угодно возмущаться и писать письма в различные инстанции, но бремя расходов на содержание и ремонт своего имущества несет собственник жилья, нравится нам это или нет. Таков закон. Есть и утешение, правда, слабое... Тем, кто станет выплачивать деньги за установку новых кабин, не будут параллельно начислять взносы на капитальный ремонт.

С 2017 года все подъемники должны ставиться на учет в Ростехнадзоре, который и контролирует каждый из них. И если ничего не изменится в регламенте, то в 2020 году он остановит старые лифты. Речь идет о жизни людей, а случаи гибели граждан из-за плохого состояния старого лифтового оборудования уже имели место в разных городах страны.

Понятно, что жизнь важнее денег. Поэтому, если северяне не хотят ходить пешком на верхние этажи, нужно собираться вместе и решать этот вопрос. И об этом надо думать уже сейчас, чтобы было время сделать проект, нанять подрядчика, заказать лифт на заводе и установить его.

Учитывая, что часть жителей, чьи квартиры расположены на нижних этажах, не заинтересованы в таких тратах, а решения по вопросам капитального ремонта считаются принятыми, если за них проголосовало 2/3 кворума общего собрания собственников жилья, обитателям верхних этажей придется проявить максимальную активность. В противном случае они рискуют остаться без лифтов, а ведь для многих это сопряжено с очень серьезными последствиями: старики, мамы с детьми, инвалиды просто не смогут выходить из дому, поскольку им будет трудно или вообще невозможно подняться на верхние этажи.