30 лет живу в своей девятиэтажке и только недавно впервые в жизни оказалась узницей застрявшего лифта. Но это не значит, что до сих пор он не ломался. И случается это все чаще. Да, надо отдать должное лифтовой службе, механики быстро справляются с поломками, людям не приходится долго ждать. Но в один совсем не прекрасный день кабина ведь может остановиться навсегда. И хорошо, если не случится беды.

45 дней придется потерпеть

Именно поэтому в 2011 году был принят Технический регламент Таможенного союза «Безопасность лифтов ТР ТС 011/2011». Он обязывает стран-участниц заменить или модернизировать до февраля 2020 года электроподъемники, которые эксплуатируются более 25 лет. Это означает, что около 1700 лифтов подлежат немедленной замене. Но любому понятно, что сделать подобное невозможно, даже если пустить на это все деньги, накопленные в Фонде капитального ремонта. Аналогичная ситуация сложилась во всей стране, поэтому было принято решение отсрочить дату исполнения регламента до 2025 года. Но совсем не для того, чтобы сложа руки ждать истечения дополнительного срока.

- В этом году мы заменим - подчеркиваю, заменим, а не модернизируем, 520 кабин в 283 домах, - сообщил первый заместитель генерального директора НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества в МКД в Мурманской области» Владимир Рыбалкин. - 350 лифтов в 166 домах уже выставлено на конкурс, их адреса есть на нашем официальном сайте. Особо отмечу: никаких дополнительных сборов с жильцов не будет. На эти цели из областного бюджета выделено 250 миллионов рублей. Остальную сумму мы будем выплачивать в рассрочку в течение пяти лет из Фонда капремонта - именно такие условия мы выставляем компаниям, выходящим на конкурс. В нем может принять участие любая фирма, которая состоит в реестре об оказании услуг по замене, модернизации и вводу в эксплуатацию лифтов. В стране их порядка тридцати, и заявиться может любая. Стоимость одного лифта 2 миллиона 400 тысяч рублей. В эту сумму входят и проектирование, и оборудование, и монтаж.

Вряд ли ошибусь, если скажу, что всех жителей верхних этажей, как и меня, очень волнует вопрос, долго ли нам придется совершать ежедневные восхождения и спуски по лестничным маршам.

- Лифты будут просто остановлены, а потом подрядные организации начнут свою работу? Или все это будет происходить как-то по-другому? - поинтересовалась я.

- Конечно, мы не будем останавливать все кабины разом, это бессмысленно, - ответил мой собеседник. - Работа с каждым электроподъемником не должна превышать 45 дней. Сначала специалисты все обследуют, потом составят проект, затем будет поставлено оборудование, и только после этого, когда оно будет стоять на площадке перед подъездом, лифт будет остановлен, и начнутся работы по замене. Через 45 дней он должен начать функционировать. Так мы требуем в договоре, который будет подписан с подрядчиком. Вообще-то нормативный срок замены лифта 30 дней. Мы, что называется, накинули еще 15, чтобы подрядчик не мог возиться с одной машиной, сколько ему захочется, каждый раз придумывая новые причины для оттягивания сроков пуска. Но это именно максимальный срок. Мы будем строго следить за его соблюдением. При превышении последуют санкции.

Читайте объявления в подъезде

- А как человеку узнать, будут ли в его доме менять лифт и когда? Вдруг кто-то придумает способы как-то пережить эти 45 дней в комфортных условиях. Например, переехать к родным или друзьям, а может, просто взять отпуск, чтобы реже выходить на улицу. Обо всем этом нужно договариваться заранее.

- Когда конкурс состоится, подрядчик будет обязан предоставить нам график работ конкретно по каждому адресу, по каждому лифту. Точно так же он должен будет заранее предупредить жильцов и вывесить в подъезде объявление. Там будут указаны и сроки работ, и телефоны лиц, ответственных за их проведение.

В своем почтовом ящике я обнаружила обращение к собственникам помещений дома, которое извещает их о необходимости проведения капитального ремонта в части замены старого лифта на новый. Фонд капремонта предлагает владельцам квартир организовать общее собрание и принять решение по трем вопросам: перечень услуг или работ по капремонту; предельно допустимая стоимость этих работ; определить лицо, которое от имени всех собственников дома будет участвовать в приемке выполненных работ. В случае если в течение трех месяцев после получения извещения собственники не примут решение о капитальном ремонте, за них это сделает орган местного самоуправления. Что-то мне подсказывает, что именно так и будет.

Но главное, на мой взгляд, чтобы лифты меняли и чтобы они нас исправно возили.

«Умный лифт» паники не любит

Во время реализации прошлогодней программы замены лифтов было довольно много нареканий на их работу. Однако впоследствии выяснилось, что сбои в работе новых подъемников происходят по нескольким причинам. В некоторых случаях это недостаточно высокое качество самих лифтов и затягивание поставок запчастей по гарантийному обслуживанию. Но в основном привычка жильцов к работе кабин старого образца. Люди просто не умели обращаться с новыми подъемниками, не знали и не понимали, как они работают, начинали нервничать и нажимать на все кнопки. Или пытались по старой привычке помешать закрытию дверей. В результате автоматика блокировала работу кабины.

Новые пассажирские лифты оборудованы фотоэлементом (устройство контроля дверного проема световым лучом), который не допускает закрывания дверей в момент прохождения через дверной проем. Но если неоднократно задерживать двери лифта рукой или ногой, механизм воспринимает такое вмешательство пассажира как поломку, и кабина останавливается.

Специалисты так объясняли ситуацию: люди привыкли, что раньше лифт приходил на этаж, который заказывали, а новый останавливается по нескольким вызовам. То есть пассажирка нажимала на кнопку первого этажа, а приезжала на третий. Начиналась паника: она жала на все кнопки без разбора, и кабина вставала намертво. И вот уже по инстанциям шла жалоба, что новый лифт не работает.

Я, возможно, немного предугадываю события, но как бы там ни было, а менять лифты в наших домах будут. Поэтому лучше, чтобы мурманчане были готовы к общению с «умной» и неторопливой в реакциях на наши действия системой управления в кабинах.