18.11.2010 / Жилкомхоз

Тариф на равнодушие? Не подписан договор - ничего не потребуешь с жилищников

Многие ли жильцы довольны работой компании, которая управляет их домом? Вряд ли. «За что платим - непонятно», - вот наиболее распространенная оценка работы жилищников. И пожалуй, в большинстве случаев она верна. А ведь ситуация могла бы измениться к лучшему, если бы собственники жилья научились договариваться и между собой, и со своей УК, опираясь в этих отношениях на очень важный документ - договор управления. О том, зачем нужно его заключать, каким образом это следует делать и как он может защитить жильцов от произвола управляющей компании, корреспонденту «Мурманского вестника» рассказал главный государственный жилищный инспектор Мурманской области Олег БАСКОВ.

- Если поспрашивать людей, то выяснится, что во многих домах никто ни с кем никаких договоров не заключал. А мусор вывозят, двор чистят, подъезды подметают. Значит, можно обойтись и без хлопот с заключением договоров?

- По Гражданскому кодексу договор - это соглашение двух сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав или обязанностей. Условия договора определяются по усмотрению сторон, но они не должны противоречить действующему закону и нормативно-правовым актам. Важность наличия договора подтверждает Жилищный кодекс. Его 162-я статья полностью посвящена договору управления. Заключая его с УК, мы закрепляем обоюдные обязательства, с которыми согласились обе стороны. Компания должна оказывать нам определенные жилищно-коммунальные услуги, а мы, собственники, - оплачивать их. И уж коль мы являемся заказчиками работ, то имеем право участвовать в процессе управления и контролировать его. Если такого документа нет, то каким, скажите, образом владельцы помещений будут спрашивать с управляющей компании за выполнение тех или иных работ? Вот тогда и получают жильцы по минимуму - только уборку двора да подъездов. А платят-то за большее.

- Очень часто люди сетуют на плохое отопление или перебои с подачей воды. Кому они могут предъявлять претензии по этому поводу?

- Тому, с кем заключали договор. То есть опять же своей управляющей организации. Другое дело, что в изменении параметров или объемов этих услуг может быть виновата и не она, а поставщик ресурса. Поэтому нужно разбираться конкретно с каждым случаем. Но кто бы ни был виноват, добросовестные плательщики не должны нести материальный ущерб в связи с перебоями в поставке воды или тепла. Поэтому граждане могут потребовать перерасчета в своей УК. А та уже будет разбираться в причинах с ресурсоснабжающими либо подрядными организациями, с которыми, в свою очередь, должна находиться в договорных отношениях.

- Жильцов дома практически невозможно собрать вместе. Допустим, с большим трудом это все-таки удалось, и собственники выбрали способ управления. Или же компания «пришла на дом» в результате конкурсного отбора. Кто должен инициировать подписание договора? Опять собрание собирать?

- Если нам небезразлично, кому мы доверяем управлять нашим домом, придется привыкнуть периодически участвовать в них. Правда, закон предусматривает два пути проведения общих собраний и принятия на них решений. Это собрание как таковое и проведение заочного голосования. Сегодня наиболее распространен второй путь. К сожалению, добавил бы я, потому что являюсь приверженцем все-таки общего собрания. Дело в том, что довольно трудно обсуждать что бы то ни было, и особенно проект договора, предложенный УК, если люди могут услышать мнение в лучшем случае только соседей по лестничной клетке. Обсуждение условий договора лучше проводить, видя и слыша всех собственников.

- К тому же и решения будут приняты быстрее. Ведь по квартирам можно целый год ходить, а УК не может приступить к своим обязанностям до тех пор, пока не подпишет договоры...

- Да, компания должна подписать договоры со всеми собственниками помещений дома. Но для начала достаточно сделать это с одним из них, будь то юридическое или физическое лицо, - и она уже имеет полное право приступить к работе. С остальными договоры, как правило, подписываются уже в процессе ее деятельности. Или не подписываются вовсе, что, конечно же, неправильно. Наличие договоров с собственниками обязательно, и люди сами должны требовать заключить их.

- Большинство граждан не сведущи в жилищно-коммунальных вопросах. Как им работать над содержанием договора? Откуда они знают, какие работы и как часто нужно проводить, чтобы дом содержался в порядке?

- Типового договора не существует. В каждом конкретном случае он составляется с учетом обязательных требований и условий обеих сторон. Главное, чтобы все пункты соответствовали действующему законодательству. Условия договоров должны быть одинаковы для всех собственников многоквартирного дома. Хотел бы отметить, что сегодня практически нет управляющих компаний, которые составляли бы перечень обязательных работ в соответствии со списком общего имущества собственников помещений МКД и конкретных проблем каждого дома. А ведь это - одна из целей реформы. В идеале стоимость жилищных услуг в одном доме должна у одной и той же УК отличаться от стоимости в другом, потому что не бывает зданий с одинаковыми проблемами. Этому моменту собственники должны уделить особое внимание.

- Есть какие-то обязательные моменты, которые должен учитывать любой договор?

- Да. Они изложены в пункте 3 статьи 162 Жилищного кодекса. Обязательными приложениями к договору управления являются состав общего имущества МКД, перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту этого имущества, порядок определения цены, размер оплаты за жилищные и коммунальные услуги и порядок ее внесения. А также осуществление контроля за работой управляющей организации со стороны собственников. Нет этого? Значит, такой договор не подписываем!.. Зачастую граждане жалуются работникам госжилинспекции: «В нашем доме давно не ремонтировалась кровля». Смотрим договор управления. А там, кроме устранения аварийных протечек в течение суток, по этому поводу ничего не написано. И ведь этот перечень утвержден общим собранием. То есть собственники согласились с этим перечнем работ и услуг, с указанной периодичностью и величиной оплаты. Можно все это изменить? Конечно. Опять же по решению общего собрания.

- Выходит, договор необходим для того, чтобы заявить своей УК: «Мы с вами договорились о таких-то работах, которые стоят столько-то. Я вам заплатил, а вы ничего не сделали. Либо верните деньги, либо выполните работы». Так?

- Именно. И если бы собственники были более требовательны и активны, это позволило бы снять многие острые проблемы и понудить УК выполнять взятые на себя обязательства. Тогда, я вас уверяю, ситуация с состоянием жилых домов и дворов была бы намного лучше нынешней. И вот тут договор снова может сослужить хорошую службу жильцам. Если они недовольны работой своей УК и хотят ее сменить, то должны иметь доказательства того, что она не выполняет существенные условия договора управления. А для этого нужно как минимум иметь на руках его подписанный экземпляр и письменное подтверждение невыполнения компанией ее обязательств: акты обследования, предписания контрольно-надзорных органов и т. п. Договор - это краеугольный камень наших взаимоотношений с управляющими организациями. Ну а если людям все равно, куда пошли их деньги, все равно, в каком состоянии находится их дом, сколько он прослужит, это значит, что они согласны платить управляющей компании ни за что. Этакий тариф на пассивность, на равнодушие. Только винить в своих бедах, когда их общее имущество придет в негодность, будет некого. Ведь в законе четко сказано: бремя содержания общего имущества многоквартирного дома несут собственники находящихся в нем помещений.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.11.2010

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
62,532773,332177,198071,4635
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня