20.04.2011 / Жилкомхоз

Вытряхнем котов из мешка

Собственники жилья получили реальную возможность выбирать управляющую компанию и спрашивать с нее.

Расплачиваясь по счетам за жилищно-коммунальные услуги, мы, собственники жилья, при этом не имели права знать, как и на какие цели используются наши деньги нанятой нами управляющей организацией. То и дело приходилось слышать от ее работников: «Мало платите. Хотите получать хорошие услуги - платите больше». И крыть было нечем: мы и не представляли, правду нам говорят или нет. Платили больше - не хочется ведь в грязи жить. А куда шли эти дополнительные деньги - на зарплату дворника, какие-то работы или в карман владельца компании, - понятия не имели. Дотошным жильцам, которые пытались это узнать, отвечали: «УК - это коммерческая организация, и все финансовые потоки внутри нее являются коммерческой тайной, охраняемой законом». Сколько тратится на оказание той или иной услуги, какова прибыль компании? Все это было тайной за семью печатями. Но прошлой осенью ситуация в корне изменилась.

Проштрафился - сообщи людям

- В сентябре 2010 года вышло постановление правительства РФ № 731, которое поясняет, какую информацию обязаны раскрывать управляющие организации, - говорит заместитель председателя НП «Паритет» Валентина Котова. - Это общие сведения о компании, основные показатели ее финансово-хозяйственной деятельности в части исполнения договоров управления, сведения о выполняемых работах и оказываемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома и их стоимости, а также о тарифах на коммунальные ресурсы.

Информация может быть опубликована на любом из официальных сайтов - самой компании, правительства области или муниципалитета, на территории которого работает УК. Или же в местных официальных печатных изданиях.

Например, УК должна рассказать, когда она была назначена или выбрана, какие работы и услуги оказывает, адреса домов, которые обслуживает, и т. д. Вплоть до того, с кем у нее раньше были договоры и по каким причинам они расторгнуты. А также сведения о соответствии качества оказанных услуг государственным и иным стандартам, если таковые существуют, и обо всех случаях снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний год. Если УК в предыдущем году привлекалась к административной ответственности за нарушения в сфере управления МКД, то, как гласит постановление, «раскрытию подлежат количество таких случаев, копии документов о применении мер административного воздействия, а также меры, принятые для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций».

Все это делается для того, чтобы человек не обрывал телефоны, не топтался в приемных в поисках информации об УК, а мог включить компьютер или открыть газету - и узнать там то, что его интересует. Чтобы у него действительно была возможность выбирать между компаниями, а не между котами в мешке.

- Правда, я лично видела только один сайт, где выложена исчерпывающая информация об управляющей компании, - добавляет Валентина Котова. - Это «Жилспецстрой», где директором Ирина Махова.

Полная информация об УК может быть размещена также на информационных стендах в ее офисах. Чтобы люди, пришедшие туда, могли узнать все необходимое. И общие сведения - например, когда и где она была зарегистрирована, с каким уставным капиталом, является ли членом СРО. И более, так сказать, практические - где находятся отделы, телефоны специалистов, когда кто принимает и по каким вопросам, какие документы необходимы, например, для перерасчета, какой дворник обслуживает территорию дома...

Заглянуть в чужой карман? Имеем право!

- Стандарт раскрытия информации, установленный 731-м постановлением, - продолжила Котова, - позволяет раскрывать даже такую информацию, как сведения о расходах, понесенных на оказание услуг по управлению домом. Ранее она не раскрывалась никогда. Ведь мы же знаем, что в состав услуги по содержанию и ремонту общедомового имущества в числе прочего входят и расходы на управление многоквартирным домом. А это и фонд заработной платы, и средства, которые тратятся на командировки, повышение квалификации специалистов, больничные и отпуска сотрудников, содержание автотранспорта, аренду помещений, офисные нужды - связь, оргтехнику, канцтовары, отчисления в различные фонды и т. д. Так вот, теперь сведения обо всех этих расходах мы имеем право запросить. Равно как и информацию о дополнительных услугах, оказываемых УК, - рекламе, расположенной на доме или в лифтовых кабинах, охране подъездов, коллективных автостоянок. Управляющая организация на очистку придомовой территории, в том числе и автостоянки, тратит деньги всех собственников жилья. А дал ли тот, у кого нет автомобиля, согласие на это? Такие вещи решаются на общем собрании, и они должны быть зафиксированы в протоколе. Мало того, УК обязана отчитаться о том, сколько получила за эту услугу и как тратит эти деньги. Или взять рекламные стенды в лифтах. Они сегодня имеются чуть не в каждой девятиэтажке. Уверена, что никто из собственников своего разрешения на это не давал и понятия не имеет, куда идут деньги, которые платит управляющей организации компания, размещающая рекламные стенды. А ведь эти деньги принадлежат собственникам дома и должны идти на его содержание.

В постановлении сказано, что управляющая организация должна предоставлять информацию о стоимости работ и услуг, вплоть до описания каждой, указания ее периодичности, гарантийного срока. Да-да, у работ определенного вида есть гарантийные сроки, о чем жильцы даже не подозревают. К примеру, если сделан текущий ремонт по замене какого-то участка инженерной сети, то гарантийный срок таких работ три года. Нормативы гарантийных сроков существуют, но УК почему-то «забывают» указывать их в договорах. Сколько примеров, когда управляющая компания продолжает чинить дырявую крышу, хотя степень ее физического износа такова, что уже и зацепиться не за что. Но деньги жильцов упорно продолжают уходить на бесполезные работы. А если бы те были в курсе этих расходов, то наверняка приняли бы решение те же средства пустить на капремонт кровли, чтобы не тратиться дважды. Ведь делать его все равно придется.

Кормят «завтраками» - в суд

- Очень важно сегодня иметь всю информацию о коммунальных услугах, - подчеркивает зампредседателя «Паритета». - Бывает, что людям начисляют плату по нормативу, а в доме, оказывается, давно стоит коллективный прибор учета. И УК с ресурсоснабжающей организацией рассчитывается по счетчику, а излишки кладет себе в карман. А вот если мы возьмем на себя труд правильно заключить договор, то в перечне общедомового имущества будет указано, что такой прибор существует. И значит, компания не имеет права производить расчет по нормативу. Кроме того, она обязана проводить аналитическую работу за предыдущий год. И если окажется, что с людей перебрали, получится дельта, которую можно использовать, не собирая дополнительных денежных средств, либо как задел на предстоящий капремонт, либо на текущие работы. Но главное - можно снизить тариф на теплоснабжение, что и происходит в домах ЖСК и ТСЖ.

Но даже если УК даст о себе самую подробную информацию на сайте, на стенде или в газете, любой собственник, заключивший с ней договор управления, имеет право сделать письменный запрос и получить всю интересующую его информацию о своей УК в течение 20 дней. Если в электронном виде - через два дня. Мало того, даже сделав запрос в электронном виде, он может рассчитывать на письменный ответ.

- Это означает, что больше не надо ходить по квартирам, собирать единомышленников, чтобы потребовать от своей УК те или иные сведения, - разъясняет Котова. - Они должны быть предоставлены любому из собственников по первому требованию. Если же компания «кормит завтраками» либо вообще отмалчивается, собственник может обратиться в суд или орган по надзору за исполнением законодательства - прокуратуру. Не надо звонить ни в 051, ни в Госжилинспекцию, ни даже в саму управляющую компанию. Посылайте запрос - и вам обязаны ответить. Чтобы правильно его сформулировать, можно заглянуть в то же постановление № 731. Благодаря ему теперь, пожалуй, нет вопросов, которые владелец жилья не мог бы задать управляющей компании.

Но только при одном условии: если он заключил с ней договор управления. То есть пока вы не вступили в правовые взаимоотношения с организацией, которая обслуживает ваш многоквартирный дом, извините, но воспользоваться этим постановлением не сможете. Даже если договор управления составлен без участия собственников и не соответствует ст. 161 Жилищного кодекса, важно, чтобы он в принципе был подписан и находился у вас.

Этот документ в обязательном порядке должен иметь несколько приложений. Одно из них - перечень объема и стоимости работ. Его непременно должны утверждать собственники помещений. Только они решают, от каких услуг следует отказаться, какие можно расширить, а какие внести дополнительно. Например, в перечне записано, что раз в год уборщица будет мыть окна в подъездах. По большей части никто ничего не моет вообще, а плата за это берется. Такую услугу при желании можно вообще исключить из перечня. Чтобы сэкономить, жильцы могут договориться и сами по очереди мыть окна, и гораздо чаще, чем раз в год. Такие примеры в некоторых ЖСК есть.

- Зачастую управляющие организации лукавят, настаивая на сохранении каких-то работ или их объема и периодичности, ссылаясь на постановление Госстроя № 170 (Правила и нормы технической эксплуатации жилфонда - О. Д.), - раскрывает хитрости жилищников Валентина Котова. - Оно было принято в 2003 году, жизнь наша с тех пор круто изменилась. И теперь большинство его приложений носят рекомендательный характер. Мы можем опираться на него, разрабатывая свой перечень работ по жилищной услуге. Но именно собственники решают, что будет входить в этот перечень. И вот тогда, когда между собственниками и УК подписан договор управления, уже можно говорить о применении 731-го постановления.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.04.2011

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
65,750876,054080,367273,1036
Афиша недели
Хит из медвежьего угла
Гороскоп на сегодня