20.02.2013 / Жилкомхоз

Нормативы не применяли, а плата выросла

ridus.ru

Январское увеличение платы за коммунальные услуги вызвало недовольство северян, в чьих домах нет коллективных приборов учета поступившего тепла. Это и понятно: применение новых нормативов заметно сказалось на стоимости их жизни. Но, как ни странно, в контролирующие органы обратились некоторые жильцы и тех домов, где такие приборы учета стоят. Цифры в их платежках тоже изрядно увеличились. Почему же им пришлось заплатить гораздо больше, чем обычно?

Еще с прошлого года правительство области, в частности министерство энергетики и ЖКХ, информировало жителей о том, что занимается разработкой новых нормативов потребления коммунальных услуг. Применить их требовало постановление федерального правительства № 354, которое должно было вступить в силу с сентября 2012 года. Постановление меняет методику расчетов, то есть диктует другие формулы, а также необходимость учитывать различные факторы, которые делают нормативы разными для разных домов. Представителям же региональной исполнительной власти вменялось в обязанность применить эти методики и сделать расчеты, подставив в указанные сверху формулы данные каждого дома.

По ходу работы становилось ясно, что нормативы будут не просто разными, а очень и очень разными. Одни жильцы практически не почувствуют увеличения оплаты, а другим придется или в срочном порядке устанавливать счетчики, или оплачивать солидные счета.

«Речь-то идет о наших правах! Мы, жильцы, - заказчики услуг. И если мы платим деньги, то будьте любезны, управляющая компания, поясните, за что именно!»

Чтобы не шокировать людей столь резким увеличением платы за ЖКУ, областное правительство обратилось к федеральным властям с просьбой отсрочить применение новых нормативов и получило разрешение сделать это не в сентябре, а в январе. За это время северянам со страниц газет и экранов телевизоров поясняли, что увеличение платы за тепло, которое и составляет большую часть квартплаты, произойдет в основном по двум причинам - за счет появления нового норматива на общедомовые нужды и перехода на другую систему оплаты.

Что касается последнего, то, напомним: до 2013 года мы платили за тепло все 12 месяцев. А значит, плату за 9 месяцев отопительного сезона растягивали на весь год. Теперь же будем рассчитываться за теплоснабжение тогда, когда будем его получать, то есть только во время отопительного периода. Стало быть, нагрузка на каждый месяц в это время возрастет, зато летом в квитанциях в графе «отопление» будет стоять прочерк или ноль.

Но все это, повторюсь, касается только тех граждан, в чьих домах за три года, отпущенные на это федеральным правительством, не были установлены коллективные приборы учета. В тех домах, где ТСЖ и ЖСК действительно занимаются своим делом, счетчики и регулирующие системы ставились в первую очередь. Поэтому там люди платят за фактически потребленное тепло. У них нормативы не применяются.

Есть тепловые счетчики и в ряде домов, которые обслуживают управляющие компании. И там оплата за тепло на общедомовые нужды тоже производилась по фактическому потреблению, а не по нормативам. Каково же было изумление жильцов некоторых из таких домов, когда они получили квитанции с шокирующими цифрами за тепло.

- В течение только одного дня мы получили ряд жалоб от жителей разных районов Мурманска по этому поводу, - сказала заместитель начальника областной Госжилинспекции Ирина Торотенкова. - Им пришли платежки на очень крупные суммы. Выяснилось, что причина во всех случаях одна и та же, хотя обращения поступили от жителей домов, обслуживаемых разными компаниями.

Дело в том, что в каждом из них управляющая организация до 2013 года плату за отопление предъявляла, исходя из месячного потребления за предыдущий год. А после Нового года ее стали рассчитывать по счетчику. Итоги для разных домов оказались разными. В большинстве случаев в холодные зимние месяцы жители домов со счетчиками по новым правилам будут платить больше, чем жители в домах без счетчиков. А в осенне-весенние периоды - наоборот. Это и есть потребление тепла по факту. Холодно - дом потребляет много тепла, и счетчик это фиксирует. Потеплело - и показания счетчика будут заметно меньше, плата, естественно, тоже.

- Эта ситуация соответствует установленным правилам, - утверждает Ирина Торотенкова. - Удивляет другое: почему квитанции у многих компаний составлены так, что их получатели не могут понять, что там написано. Платежные документы абсолютно непрозрачны, и люди не понимают, за что им начислены те или иные суммы. И это очень часто становится источником недовольства, убежденности, что их обманывают.

Еще в позапрошлом году министерство регионального развития страны разработало платежный документ для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (приложение № 1 к его приказу от 19 сентября 2011 года). Сразу оговорюсь, что назван документ несколько некорректно. Мы не платим за содержание и ремонт жилых помещений, поскольку нам таких услуг никто и не оказывает. Тут речь должна идти о содержании и ремонте общедомового имущества. Но сейчас не об этом. Вопрос в том, почему УК не хотят применять документ, в котором все платежи буквально разложены по полочкам.

- Они считают, что новая квитанция слишком пространна и люди ее не поймут, - пояснила Торотенкова. - Но, во-первых, граждане как раз не в состоянии понять нынешних квитанций. И неудивительно: они будто нарочно составлены таким образом, чтобы человек уяснил как можно меньше. А во-вторых, все новое нуждается в разъяснении. Первое время работникам управляющих организаций, конечно, придется часто отвечать жильцам на вопросы. Но когда те привыкнут и сориентируются в многочисленных строчках, наплыв в расчетные центры спадет.

Естественно, для изготовления новых квитанций нужно приобретать новый программный продукт. Но если компания не в состоянии этого сделать, тогда, может, ей и на рынке ЖКХ делать нечего - с такими-то средствами?

- Люди должны наконец понять: пока мы не будем наседать на обслуживающие компании, мол, сделайте нам такие квитанции, чтобы мы в них могли разобраться без посторонней помощи, все будет по-старому, - сказала в заключение разговора заместитель начальника ГЖИ. - Мы их не трогаем - вот они и живут в покое. Но речь-то идет о наших правах! Мы, жильцы, - заказчики услуг. И если мы платим деньги, то будьте любезны, управляющая компания, поясните, за что именно!

Что же касается проблемы слишком больших нормативов, то 12 февраля состоялась рабочая встреча председателя правительства РФ Дмитрия Медведева и губернатора Мурманской области, во время которой они обсудили многие важные для региона проблемы. В том числе и связанные с применением новых нормативов потребления коммунальных услуг для ветхих, аварийных и подлежащих сносу домов, а также тех, в которых установка общедомовых приборов учета потребления энергоресурсов невозможна. Председатель правительства РФ поручил Министерству регионального развития РФ проработать вопрос о внесении изменений в методику расчета нормативов для этой категории домов.

Дарья МОРОЗ.

Опубликовано: Мурманский вестник от 20.02.2013

Назад к списку новостей

Еще по теме

В Мурманске управляющие компании скрывали информацию о своей работе

Управляющими организациями не соблюдаются лицензионные требования к раскрытию информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах

Холодный душ нормативов
Каким будет новый норматив?

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,615975,535878,654873,5746
Афиша недели
Брэнд в тренде
Гороскоп на сегодня