16.08.2013 / Жилкомхоз

Тепло тоже любит счет

Что выяснилось в ходе установки приборов учета в Оленегорске

Фото с сайта http://tv29.ru

Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет, мягко говоря, нетвердой поступью. Рассмотрим ситуацию с установкой общедомовых приборов учета тепловой энергии. Если кто помнит, уже были попытки решения этой проблемы. Некоторое время назад законодательно определили, что жильцы сами должны установить ОДПУ - для этого даже предусмотрели значительное бюджетное софинансирование. Откликнулись, как водится, далеко не все. Большинство населения сочло, что ситуация как-нибудь «рассосется». И заняло выжидательную позицию. И вот новый виток: обязательства по установке ОДПУ законом возложены на ресурсоснабжающие организации.

И пошли они «брать высоту» кто как мог, с тем, у кого что было...

Кстати, в Оленегорске воспользовались предыдущим предложением - приборы были установлены в части жилфонда. За счет областной субсидии и муниципального софинансирования они появились в 114 многоквартирных домах. Так что «оприборить» в установленный срок – к 1 июля - предстояло 54 дома.

- Задача перед ресурсоснабжающей организацией была поставлена жесткая, ведь летом идет подготовка котельной к предстоящему отопительному сезону, очень много работы и, как правило, недостаток средств, - отмечает Алексей Беляков, заместитель директора муниципального унитарного предприятия «Оленегорские тепловые сети». - Тем не менее мы подошли к делу ответственно, ведь установленные приборы учета тепла предстоит передать населению. Серьезно выбирали подрядчиков, которые занимались проектными работами, а затем закупкой и установкой ОДПУ.

Оленегорские ресурсники сделали ставку на экономическую выгоду и качество. Для того чтобы приборы учета прослужили десяток лет, оборудование выбрали немецкого производства.

- Сразу отмечу, что особых претензий к работе подрядчиков по качеству монтажа, срокам и оперативности у нас нет. Они действовали слаженно и четко, - признал Алексей Николаевич. - А вот отношение управляющих компаний... Тут есть о чем поговорить. Понимаете, подрядчики приезжали из других городов, и крайне неудобно было, когда нас ставили перед фактом: мол, работать на таком-то объекте невозможно, поскольку подвал затоплен фекалиями. Или блохи скачут. Причем ОТС своевременно предупреждало управляющие компании о предстоящих работах в подконтрольных им домах. Но время реакции у нерадивых УК - недели две! У нас нарушаются сроки, а они не торопятся - это ведь нам надо «оприборить» дома к 1 июля. К тому же ресурсоснабжающая организация рисковала попасть под штрафы за каждый день просрочки.

Да, когда в товарищах согласья нет, дело идет со скрипом. Как журналист, я знаю, что некоторые управляющие компании привыкли отбрехиваться, иначе не скажешь, от претензий жильцов. Так что от просьб ОТС и иногородних подрядчиков им отпихнуться ничего не стоит.

Что далеко ходить за примером: открываю дверь своего подъезда после возвращения из отпуска и носом чую - дома! Тот самый запах из подвала, где с завидным постоянством кое-что всплывает. УК «Наш дом» на жалобы жильцов реагирует с ленцой, все разные сказки нам рассказывает, лишь бы подвал не чистить.

- Порой приходилось обращаться за подмогой к городской администрации, своих-то рычагов воздействия на УК у нас нет, - продолжает собеседник. - Та, правда, сразу реагировала, взывала к совести руководства УК. Иногда помогало.

Несмотря ни на что, начали работу в двадцатых числах мая, к 1 июля в городе была завершена установка внутридомовых приборов учета тепловой энергии. Как пояснил Алексей Беляков, сейчас ведутся пусконаладочные работы, проверка правильности настройки оборудования, отработка его режима. К 1 сентября планируется запуск оборудования.

Продолжая разговор со специалистом, узнаю о следующем факторе риска. Конечно, он не нов. Это долги населения и УК за потребленное тепло. К тому же в Оленегорске ситуация особенная: руководство одной из управляющих компаний - «ЖилКомСервис», собрав с населения более 36 миллионов рублей, использовало их не по назначению. Как известно, этим вопросом занимаются правоохранительные органы. Ну а пока тех миллионов остро не хватает для подготовки города к зиме. К слову, теперь платежи за отопление жильцы домов, которые находятся в ведении ЖКС, вносят через единый расчетный центр непосредственно ресурсникам.

- Летом МУП «ОТС» вело большую подготовительную работу к отопительному сезону, - поясняет Алексей Беляков. - Ремонтировали котлы котельной, производили замену технологического оборудования. Сейчас ведется промывка внутренних сетей в детских садах, школах, больницах, на других социально значимых объектах, а также в части жилфонда, управляющие компании которого заключили с нами договоры.

На подготовку к отопительному сезону запланировано около 25 миллионов рублей, однако освоено пока около 36,5 процента этих средств - пришлось отвлекать деньги на установку ОДПУ. Очень негативно сказываются неплатежи жильцов и УК. Помимо скандально известного долга ЖКС накопились существенные неплатежи у других компаний. Так, задолженность УК «Наш дом» составила на начало августа 28 миллионов рублей.

А ведь необходимо формировать запас угля. Поэтому ведутся переговоры с поставщиками из Инты и Балахны, чтобы на складах было необходимое количество топлива.

- Не повторится ли ситуация, когда Оленегорск отапливался углем «с колес»?

- Если население осознает важность платежей и начнет регулярно платить - все будет хорошо. Свою ответственность перед городом мы понимаем, сделаем все что возможно, но очень хотелось бы, чтоб ее понимали и горожане, и УК, и ТСЖ. Кстати, есть примеры проявления ответственности: ТСЖ «Строительная, 50» - его платежи невелики по сравнению с крупными управляющими компаниями, да и не все жильцы платят своевременно. Однако это ТСЖ вносит... предоплату, понимая, что от наличия средств зависит приобретение угля. Нормальное явление, а по нынешним временам удивляемся такому поступку.

Общая сумма, которую задолжали ОТС, 105 миллионов. Как пояснил заместитель директора, сейчас ежемесячная собираемость платежей доходит до 80 процентов. Основная же часть долга сформировалась с января по март-апрель, когда поступление денег составляло всего около 30 процентов. Аукнулась тарифная неразбериха.

- Мы в постоянных судах с УК по расчетам. Контроль за нашей претензионной работой постоянно ведет городская прокуратура. Хорошо бы, чтоб УК в свою очередь вели работу с неплательщиками-жильцами, - говорит Беляков. - Лето стремительно катится к закату, уголь надо закупать.

В старину говаривали, как ореховый Спас пройдет, пора окна конопатить. А он уже на подходе. Наверное, самое время достать из заветной коробочки неоплаченные квитанции и заплатить по счетам. Иначе зима такой «экономии» не поймет.

Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.08.2013

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня