18.04.2014 / Жилкомхоз

Как избежать конца света

Фото с сайта: chelsi.ru

Апрель - самое время интересоваться у ресурсников перспективами подготовки к новому отопительному сезону. Однако в теплоснабжающей организации МУП «Оленегорские тепловые сети» к традиционному вопросу про ремонт отнеслись сдержанно.

Снег тает, долги растут

Причина - долги населения перед местной «печкой» за отпущенную теплоэнергию. К марту нынешнего года они превысили 130 миллионов рублей. И если снег на улицах города тает день ото дня, то финансовый ком, напротив, только увеличивается: уже к следующему месяцу, если не случится весеннего обострения чувства долга у оленегорцев, ресурсники прогнозируют его прирост до 155-156 миллионов.

- Ведем большую претензионную деятельность, работаем в правовом поле с управляющими компаниями, постоянно судимся с должниками, - рассказывает директор ТУП «ОТС» Михаил Горшенин. - Недавно прошел суд, в результате которого мы выиграли у одной из управляющих компаний 38 миллионов рублей. Большое подспорье, что жильцы проблемной УК «ЖКС» теперь имеют возможность оплачивать счета за тепло напрямую через ЕРЦ.

В коммунальной сфере Оленегорска штормит не первый год. Когда в сентябре 2012-го оператором котельной стали «Оленегорские теплосети», ситуация стабилизировалась: горожане стали забывать, что такое внезапно остывающие батареи среди зимы или несанкционированное отключение горячего водоснабжения. В деятельности предыдущего оператора такие методы использовались нередко. Нынче перезимовали благополучно и уже весну встречаем без потрясений, в тепле.

Однако многие жители даже не подозревают, в каких долговых тисках находится городская «печка».

- Обеспечение поставок угля для котельной дается ценой больших усилий, - рассказал мэр Оленегорска Олег Самарский. - Когда я стал главой муниципалитета, задолженность перед поставщиками топлива составляла 150 миллионов рублей. Так что с первых дней пришлось вести переговоры с угольщиками, договариваться о бесперебойных поставках. В декабре сложилась ситуация, когда запас угля на складах котельной равнялся двум дням отопления. Это были «корвалольные», как вспоминаем мы с коллегами, дни. Понимание со стороны поставщиков и областная субсидия переломили ту ситуацию. Отопительный сезон надеемся завершить успешно, но впереди подготовка к следующей зиме, а это также связано с большими затратами.

Понятно, почему ресурсники не настроены рассуждать о планах летних ремонтов - как говорится, по одежке протягивай ножки.

Судебный пристав, пришедший с холода

Самым аккуратным и надежным потребителем тепла является ОАО «Олкон», у которого ТУП «ОТС» и арендует котельную. А вот лидер среди должников сейчас УК «Наш дом»: более 43 миллионов рублей - это размер платежа за четыре месяца.

- Почему такая большая задолженность? - спрашиваю у директора УК «НД».

- Тянутся старые долги, да и текущая собираемость платежей с населения оставляет желать лучшего, - комментирует Владимир Семенченков. - Есть должники, накопившие по 100-150 тысяч рублей долга. Судимся с такими. Случается, на следующий день после суда или после визита к нему приставов жилец бежит платить все сто тысяч, плюс судебные издержки, плюс пени. Значит, человек-то небедный, деньги у него имеются. Спрашивается, зачем ждать, пока пристав придет?

Но бывает, когда значительные долговые суммы постепенно накапливаются в семьях, где каждая копейка на счету. Не заплатили раз-другой-третий, и выросла проблема непреодолимой силы.

Кто-то возразит - мол, существуют субсидии на коммунальные услуги для малоимущих. Но здесь опять же свои сложности: совокупный доход не должен превышать установленного нормативным документом уровня. А если он чуточку выше, то субсидия уже не полагается.

Есть категория должников из попавших в кредитную ловушку: как правило, это люди, которые соблазняются доступностью легких, как кажется поначалу, денег, а потом тонут в океане банковских долгов. Судебные приставы стучат в двери и окна, а возвращать нечего. За растущий долг по коммуналке управляющая компания в соответствии с действующим законодательством вправе отключить квартиру должника от электроснабжения и горячей воды.

- В свои 80 с лишним лет мне придется бегать по нужде в соседний скверик? - пожаловалась оленегорская бабушка, напуганная возможной блокировкой канализации. Ее дочка попала в такие банковские сети.

- Я с пенсии давала ей деньги на квартплату, а она перечисляла их в погашение своего кредита, вот и накопили долг в 200 тысяч рублей, - горюет пожилая женщина.

- Исполнитель вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через месяц после письменного уведомления жильца, имеющего задолженность свыше полугода, - пояснил Владимир Семенченков. - Но крайние меры мы применяем, когда должник не реагирует на предупреждения. Так что жильцы должны не к концу света в квартирах готовиться, а проявить здравомыслие, заключить с УК договор о реструктуризации долга и начать постепенно, но регулярно его выплачивать.

А мусор чей?

Другая управляющая компания-должница - «Жилкомсервис» в Оленегорске, чего уж скрывать, имеет запятнанную репутацию. Прежние ее владельцы вольно распоряжались собранными с населения деньгами, пока их деятельность не пресекли правоохранительные органы. 36 миллионов рублей, уведенных из города и исчезнувших в недрах УК, и поныне не возвращены. Люди больше не доверяют недобросовестной УК, еще недавно управлявшей половиной жилфонда города. Сейчас в ее ведении осталось всего 14 домов. Жители остальных, воспользовавшись своим правом, по результатам общих собраний перешли в другие компании. Кстати, по имеющейся информации, собственники квартир в этих 14 домах тоже готовятся к смене управления.

Тем не менее, как сообщил исполнительный директор «ЖКС» Дмитрий Первонинский, УК намерена бороться за возврат доверия жильцов. Сейчас ее владельцем является мурманский предприниматель Василий Пимин, который приобрел УК с уже имеющимися проблемами. Опять же со слов свеженазначенного директора, сейчас руководством составляется антикризисный план.

Все бы ладно, но людей смущают методы работы УК, а точнее - их отсутствие. Не выполняются обязательства перед жильцами даже по текущему обслуживанию жилфонда, не оплачиваются счета водоканала, сервисных организаций.

- В Оленегорске разработана и применяется новая методика по вывозу крупногабаритного мусора: управляющие компании ежемесячно вносят платежи специализированной фирме - ООО «Спецтехтранс», которая обеспечивает порядок и чистоту на придомовых территориях, - пояснил глава города. - Лишь благодаря договоренностям с другими компаниями дворы жилфонда УК «ЖКС» не превратились в баррикады из мусорного крупногабарита.

Что ж, поживем - увидим истинные намерения менеджмента скандальной в недавнем прошлом УК. Правда, если не разбегутся к тому времени жильцы.

Не могу не спросить руководителя муниципалитета, как при таком обилии проблем в городском ЖКХ удается избегать больших потрясений?

- Во многом это стало возможно благодаря созданной на базе «ОТС» единой дежурной диспетчерской службе, - поделился новым опытом Олег Самарский. - Все обращения и жалобы горожан, связанные со сферой ЖКХ, поступают в ЕДДС и на компьютер главы города. Так что я в курсе событий, могу контролировать оперативность устранения неполадок. ЕДДС очень помогла нам в начале отопительного сезона, жалоб стало меньше. Будем продолжать эту практику.

Татьяна ПОПОВИЧ, Оленегорск.

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.04.2014

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
61,261072,239076,138570,7868
Афиша недели
Альтернативная голливудская математика
Гороскоп на сегодня