23.12.2015 / Жилкомхоз

Заговоренная вода

Фото: Фото с сайта deita.ru

Невольно вспоминаешь песню «Губит людей не пиво, губит людей вода», когда слышишь жалобы кировчан на горячую воду. С тех пор, как город стал отапливаться не от собственной котельной, а через услуги Хибинской тепловой компании (учреждена ТГК-1 и АО «Апатит»), закрыть эту тему так и не удается.

Испытание сетей и людей

ХТК - компания, которая занимается передачей и распределением пара и горячей воды, то есть тепловой энергии. Когда строили 17-километровую магистраль от Апатитской ТЭЦ до Кировска, расчет был на то, что уменьшится себестоимость производства теплоэнергии и сократятся затраты муниципалитета и АО «Апатит», ведь отапливать город мазутной котельной - удовольствие дорогое и неэкологичное. У местных жителей появилась робкая надежда, что немного снизится оплата этой услуги, но не сбылось. И все бы ничего, если бы с горячей водой не стали происходить метаморфозы.

Так, в октябре 2013 года полсотни домов (их первыми подключили к магистрали) на несколько дней остались без горячего водоснабжения из-за чрезвычайной ситуации. В воде, которую подавала ХТК, обнаружили превышение норм по содержанию железа и формальдегида, из кранов шла мутная и вонючая жидкость. Воду перекрыли и стали искать причину. Пошли слухи, дескать, когда прокладывали магистраль от ТЭЦ, вместо нормальных труб использовали старые… Вскоре причину нашли - виноваты оказались как раз новые трубы. Как пояснили тогда представители администрации, причиной всему - этикетки из фольги со штрихкодом и информацией о стандарте, которые были внутри труб. Они отклеились и скопились в фильтре, а клей - около 12 килограммов в общей сложности - растворился в воде.

Систему основательно промыли очень горячей водой под большим давлением, вскрыли и почистили отстойники и фильтры. И до того, как опять подключить, три дня брали пробы. Превышение нормы формальдегида удалось победить. Жителей заверили, что и по железу, и по мутности вода тоже в порядке. После того как Роспотребнадзор подтвердил, что вода в новой магистрали не опасна, ее стали подавать в дома. Люди смогли помыться и погреться, но репутация тепломагистрали оказалась подмочена. А следующим этапом должно было стать подключение остальной части города.

В итоге весь Кировск начал получать горячую воду от ХТК, и вроде бы все утряслось. Но, по мнению местных жителей, вода лучше не стала. Летом следующего года, после того как в июне ее планово отключили, все ждали, что профилактические мероприятия (промывка магистрали и внутридомовых сетей) принесут наконец спокойную жизнь. Увы, из кранов по-прежнему попахивало. Хотя поставщик услуги привлек к решению проблемы ученых КНЦ и компанию «Ионообменные технологии». Кировскую воду как будто заговорили. Некоторые горожане, устав от обещаний вроде «скоро все наладится», обзавелись водонагревателями.

Через год после запуска магистрали, осенью 2014-го, в начале отопительного сезона на управляющие компании и администрацию муниципалитета накатил очередной шквал жалоб. Людей заверяли, что специалисты ХТК регулярно проводят анализ состояния горячей воды и ее показатели в пределах нормы. А еще советовали чаще использовать воду - это уменьшит застой в сети. И пообещали, что скорое введение новой системы водоподготовки с использованием ультрафиолетового обеззараживания воды (а значит, будет меньше химических реагентов) отразится на ее качестве.

А счетчики мотают

Нынешняя осень стала третьей серией водной эпопеи, видимо, ультрафиолет не помог. В конце ноября управляющим компаниям и администрации вновь пришлось отвечать на участившиеся жалобы - люди недоумевали: «Почему мы должны платить за грязную воду?» Опять пошли комиссии по адресам - выборочно брали пробы, отправляли на анализ. Результаты оказались неутешительными. Все составленные акты «управляшки» передали в ХТК. В администрации города инициировали совещание, в котором участвовали представители ресурсоснабжающей организации и управляющих компаний.

- Действительно, были незначительные отклонения по качеству воды, - сказал на брифинге директор ХТК Александр Николичев. - Сейчас она соответствует всем нормам - по цветности, мутности, запаху и содержанию железа. А перерасчет сделают по тем адресам, где подтвержден факт ненадлежащего качества воды.

Получается, деньги вернут единицам, ведь у УК нет возможности брать пробы в каждой квартире, жильцы которой жаловались. Да большинство и не жалуется - терпят молча. Кстати, процедура взятия пробы воды должна происходить при участии специалиста Роспотребнадзора, и стоит один такой анализ 2000 рублей. Для «управляшек», которые отвечают за внутридомовые сети и никакого отношения не имеют к взаиморасчетам потребителей и поставщика, это непосильная ноша. Хотя, как высказался на том же брифинге гендиректор ООО «Кировский Жилсервис» Сергей Караваев, они готовы по каждому обращению делать анализы и потом эти финансовые затраты переложить по суду на ресурсоснабжающую организацию, лишь бы люди получали перерасчет.

Это противостояние, возможно, завершится миром. Как пояснила Людмила Бешенкова, замначальника отдела сбыта Апатитской ТЭЦ, сейчас идет сбор информации, чтобы точно определить сроки поставки некачественной горячей воды. Начало периода, скорее всего, 25 ноября, а окончание установят по результатам последних анализов и заключения Роспотребнадзора о качестве воды. Будет работать комиссия, и вопросы перерасчета с каждой управляющей компанией решат отдельно.

О причинах очередного «всплеска грязной воды» тоже упомянули на брифинге - он вызван нештатной ситуацией. На этот раз сбой в системе теплоснабжения был спровоцирован сбоем в электроснабжении. В общем, все не слава богу.

Нельзя сказать, что проблемой воды в Кировске никто не занимается - каждая структура вроде бы прилагает усилия. Однако три года прошло, а люди все еще открывают краны и подолгу, игнорируя мотающие счетчики, ждут - вдруг вода протечет и станет лучше.

- Я живу в Кировске с самого рождения, - рассказала Ирина Викторовна, жительница дома на улице Олимпийской. - Не припомню, чтобы эта тема раньше возникала, когда отапливались мазутом. Тогда другая напасть была - периодически запах от котельных. Сейчас на воду жалуются часто, особенно те, кто живет в нижних районах города. Наш район относительно молодой, наверное, сети в лучшем состоянии. Но все равно горячая вода имеет специфический запах. Я эту проблему частично решила сама: по стояку в ванной поставила бойлер.

Думаю, кировчанам было бы не так обидно, если бы не приходилось услугу сомнительного качества еще и оплачивать дороже. В соседних Апатитах горячую воду получают от того же ресурсника. Правда, там она не имеет фирменного кировского цвета и запаха, да и обходится жителям гораздо дешевле - тариф для Кировска почти в два раза выше, чем для Апатитов.

Светлана НАГЛИС, Кировск

Опубликовано: Мурманский вестник от 23.12.2015

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,422575,216877,382173,1525
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня