29.01.2016 / Жилкомхоз

Когда над нами каплет...

Когда вся страна после Нового года отсыпалась и доедала салаты, жители девяти квартир дома № 133 на Кольском проспекте бегали по соседям с ведрами и банками - водой запасались. Проснувшись 1 января, они обнаружили, что как кран ни выкручивай, ни горячая, ни холодная из него не течет.

Аварийная служба не сообщила жильцам ничего утешительного: в одной из квартир в стояке случилась протечка. Но доступа в нее нет, и когда будет, неизвестно. Прикупить или «наколядовать» воды для кухни - не особая проблема. Но вот, прошу прощения за прозу жизни, для гигиенических нужд ее требуется гораздо больше. Не накупишься и не напросишься - соседи пускать перестанут. Поэтому режим экономии драгоценного ресурса был жестким. Малоприятная ситуация, тем более что длилась она четверо суток.

Такие случаи не редкость. Незадолго до праздника в редакцию позвонила пожилая мурманчанка и пожаловалась, что у нее в ванной течет стояк, а УК ничего не предпринимает. Правда, один из руководителей управляющей компании пояснил, что уже года два имеет горячее желание заменить трубу в расположенных друг над другом квартирах, но обе хозяйки не хотят пускать его работников.

А буквально на днях - еще один звонок, тоже от пенсионерки, только из Молочного. У нее тоже стояк прохудился. Но тут работники управляющей организации предложили скооперироваться с соседями снизу и сверху, и тогда всем троим, прошу заметить, за их деньги УК поменяет стояки.

Так что же в конце концов делать с этими дряхлеющими стояками? Нужно ли соглашаться пенсионерке из Молочного на предложение жилищников? Помочь нам разобраться с этими и подобными вопросами я попросила руководителя Мурманского регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» Валентину Котову. Кстати сказать, она уже 20 лет является бессменным председателем правления ЖСК «Мурманск-28», поэтому все, о чем говорит, знает по собственному опыту.

- Валентина Александровна, чьей собственностью являются стояки?

- Согласно статье 36-й Жилищного кодекса и пункту 5-му Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года, «в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях».

- Проще говоря, стояки и ответвления от них до первого вентиля - это часть общего имущества всех собственников дома, а не конкретного человека. Так?

- Совершенно верно. И поскольку именно собственники несут бремя содержания этого имущества (ст. 30, 36, 39 ЖК), то они и оплачивают его ремонт, будь то текущий или капитальный. Текущий мы оплачиваем ежемесячно по квитанции, где есть графа «Содержание и ремонт жилья». В постановлении правительства РФ № 290 от 3 апреля 2013 года сказано, что решением общего собрания собственников утверждаются перечень работ, их периодичность и стоимость и вносятся в договор управления. Туда обязательно входит текущий ремонт инженерных коммуникаций, в том числе стояков холодного и горячего водоснабжения. Все работы, указанные в этом документе, оплачиваются жильцами ежемесячно. Деньги поступают на счет управляющей организации. Поэтому требовать дополнительной оплаты текущего ремонта стояков она не имеет права. Это нарушение законодательства. А вот взносы на капитальный ремонт, которые мы тоже делаем ежемесячно, поступают в общий котел Фонда капитального ремонта.

- Получается, вопрос в том, какой именно ремонт требуется стоякам - текущий или капитальный.

- В действующих ведомственных строительных нормах ВСН 58-88(р) указано, что продолжительность эксплуатации холодного и горячего трубопровода до капитального ремонта или замены составляет от 10 до 30 лет в зависимости от материала. Поэтому нужно знать, когда дом был введен в эксплуатацию. Если указанный в ВСН срок на исходе или уже миновал, и если степень износа не превышает 70 процентов, то организация, которая его обслуживает, должна на основании акта весеннего или осеннего осмотра внести в перечень работ по текущему ремонту. При износе более 70 процентов стояки подлежат капитальному ремонту.

- Кто должен следить за состоянием общедолевого имущества, которое находится в квартирах?

- Конечно, сами собственники. Но не только они. Как гласит постановление Госстроя № 170, инженерные работники УК, которая обслуживает дом, обязаны периодически проводить осмотр жилых помещений и наладку оборудования. А жильцы, в свою очередь, обязаны предоставлять такую возможность. Если в одной квартире стояк прохудился и истек срок его амортизации, значит, его давно уже пора менять целиком.

- Что делать, если УК не проявляет желания заняться заменой старых стояков?

- Естественно, настаивать на своем, сотрудничать с управляющей компанией. Капитальные работы проводятся только в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. Поэтому просто сказать людям, мол, договаривайтесь с соседями, скидывайтесь, и мы все сделаем - такой подход со стороны УК недопустим. Перво-наперво УК, ТСЖ или ЖСК в обязательном порядке должны запросить технические условия на замену стояка в ресурсоснабжающей организации. Получить их можно довольно быстро, в исключительных случаях - в аварийной ситуации - даже в течение суток. Объем работ, проект, смета, цена вопроса, выбор подрядной организации - все это решается только на общем собрании собственников помещений, инициатором которого могут быть и УК, и заинтересованные собственники. Потом совет многоквартирного дома или правление ТСЖ (ЖСК) заключает договор на выполнение ремонта со специализированной организацией. Там обязательно указываются порядок оплаты и гарантийный срок. Только после этого УК или подрядчик может приступать к работе.

- Что делать, если УК не проявляет желания заняться заменой старых стояков?

- Естественно, настаивать на своем, сотрудничать с управляющей компанией. Капитальные работы проводятся только в соответствии с проектом и требованиями инструкций и правил. Поэтому просто сказать людям, мол, договаривайтесь с соседями, скидывайтесь, и мы все сделаем, - такой подход со стороны УК недопустим. Перво-наперво УК, ТСЖ или ЖСК в обязательном порядке должны запросить технические условия на замену стояка в ресурсоснабжающей организации. Получить их можно довольно быстро, в исключительных случаях - в аварийной ситуации - даже в течение суток. Объем работ, проект, смета, цена вопроса, выбор подрядной организации - все это решается только на общем собрании собственников помещений, инициатором которого могут быть и УК, и заинтересованные собственники. Потом совет многоквартирного дома или правление ТСЖ (ЖСК) заключает договор на выполнение ремонта со специализированной организацией. Там обязательно указывается порядок оплаты и гарантийный срок. Только после этого УК или подрядчик может приступать к работе.

- Да, но вы же знаете, как трудно собрать людей.

- Конечно, капитальный ремонт инженерных сетей, как, собственно, и любой другой, - дело хлопотное и нескорое. Это создаст жильцам неудобства на неделю, а то и на две. Но такая ситуация - результат халатного отношения к своим обязанностям как со стороны УК, так и со стороны собственников, которые, как мы уже говорили, обязаны следить за состоянием общего имущества. Что касается нежелания участвовать в общих собраниях, то, если при протечке стояка аварийка отключит воду, люди сами загорятся желанием как можно быстрее провести собрание и решить проблему.

- Многие собственники решают ее гораздо проще - спиливают старые стояки и ставят новые. Так поступил, к примеру, мой сосед. Я уведомила об этом свою УК, но мне ответили: «Он в своей квартире может делать что хочет».

- Это высшая степень непрофессионализма. Нужно было узнать фамилию работника и обязательно написать на него жалобу. Чем закончилась история с вашими стояками?

- Через пятнадцать минут после моего общения с ЖЭУ в ванной с потолка потекла вода. Пришлось вызывать мастеров.

- Что и требовалось доказать. Никто, кроме специалистов, не имеет права работать с общедомовым имуществом. Никто! Если потек стояк, нужно обращаться только в свою УК. Причем обязательно письменно, тогда в случае проволочек или некачественного ремонта вам будет на что опереться. Позволите себе самодеятельность - можете оказаться в ситуации, когда придется оплачивать ремонт всем живущим ниже соседям. Если под вами восемь этажей - до конца жизни не расплатитесь... Чтобы люди знали о своих правах и обязанностях, нужно проводить активную информационную работу с собственниками и нанимателями жилья. Управляющим компаниям это трудно делать еще и потому, что общаться сразу со всеми жильцами невозможно, а домов, где есть советы МКД, у нас очень мало. В этом и кроется одна из причин бездействия и даже вымогательств, которые позволяют себе некоторые УК.

Беседовала Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 29.01.2016

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
58,129069,766474,484373,1173
Афиша недели
Редкие птицы
Гороскоп на сегодня