18.01.2017 / Жилкомхоз

Коммунальное дежавю

Извещение о поверке водосчетчиков не повод впадать в панику

Фото: Фото с сайта msk-montage.ru

Конкуренция вынуждает коммерсантов быть изобретательными. Каких только уловок они ни придумывают, чтобы заставить клиента раскошелиться. Конечно, заставить не в буквальном смысле, иначе можно попасть в сферу внимания правоохранительных органов. Законные способы облегчить кошелек клиента тактично называют маркетингом, рекламой и т. п. - приемов соблазнить потребителя изобретено великое множество. И важно уметь не попадаться в эти ловушки, чтобы оставить за собой свободу выбора.

Уже не первый год некая фирма предлагает мурманчанам свои услуги по продаже и установке приборов учета воды, используя для этого тактику, граничащую с запугиванием. Нет, не физической расправой, конечно. Люди обнаруживают в своих почтовых ящиках бумажки, очень напоминающие счета за ЖКУ или послания от управляющей компании. И, судя по тому, что менять такой способ маркетинга коммерсанты не считают нужным, уловка по-прежнему срабатывает.

Название организации (не юридическое, а указанное в извещении), которая их распространяет, год от года меняется, но всегда выдержано «в лучших традициях» госучреждений: прежде - «Единая городская служба установки счетчиков воды», «Водоконтроль. Городская служба по учету водоснабжения», а нынче не мудрствуя лукаво просто «Городская служба по учету водоснабжения». Для пущей достоверности рядом с названием красуется то ли штрих-код, то ли его имитация. Официально, скучно, но зато солидно и вызывает доверие: раз «единая городская» - значит, по идее, муниципальная, не какие-нибудь «Рога и копыта». В таком же стиле выдержан и текст, приправленный ссылкой на федеральное законодательство.

Текст оповещения очень хорошо продуман. В нем ложная информация перемешана с правдивой. Извещение доводит до сведения жильца, что установленные в его квартире приборы учета воды имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке, что является абсолютной правдой. И далее речь идет исключительно о поверке. Но когда я позвонила по указанному в послании телефону, барышня-оператор признала: поверкой как таковой их контора не занимается, это делает Центр стандартизации и метрологии. Его официальное наименование - ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Мурманской области». И чтобы ЦСМ поверил ваш прибор учета, вам надо его демонтировать и самостоятельно доставить на Фестивальную, 25.

У читателя может возникнуть совершенно справедливый вопрос: если отправители извещений не занимаются ни демонтажом водомеров, ни их доставкой и поверкой, тогда с какой целью они рассылают свои уведомления? А цель простая: заработать на установке новых приборов учета воды, хотя об этом в бумаге нет ни единого слова. Вот такой хитрый маркетинговый ход. История с необходимостью проведения поверки рассчитана на то, что человек, возможно, не захочет, как сейчас говорят, заморачиваться этим, а возьмет да и поставит новый прибор. Правда, это обойдется ему раза в четыре дороже при тех же энергозатратах.

На сайте администрации Мурманска в перечне муниципальных предприятий и услуг никакой «Единой городской службы по учету водоснабжения» нет. Услуг по продаже и установке приборов учета тоже. Как говорится, кто бы сомневался. Но пенсионеры наши в большинстве своем в Интернет не заходят, поэтому об организации судят по ее названию. Да и текст совсем не похож на рекламный. Никаких тебе уговоров и приглашений, все кратко и категорично: «Приборы учета воды имеют межповерочный интервал и нуждаются в метрологической поверке. На основании этого обращаем ваше внимание на утвержденный график проведения коллективной поверки приборов учета воды в вашем доме». Действовать предлагается быстро, поскольку «работы по поверке будут производиться с 9 по 31 января 2017 года». В роли жупела на этот раз выступили начисления по нормативу, что в принципе верно: когда срок поверки у счетчиков заканчивается, показания ПУ в расчет больше не принимаются. Парой лет раньше отправители аналогичных извещений пугали повышением тарифов, что было полнейшим абсурдом. Можно сказать, степень коммунальной грамотности коммерсантов растет на глазах у изумленной публики.

Что касается утвержденного графика - это опять-таки из области маркетинговых штучек. Никаких коллективных графиков поверки никто никогда не составлял и не утверждал. Их в принципе не может быть. Ведь все мы ставили водомеры разных производителей и в разное время. Соответственно, и сроки поверки у них разные. Да и какие могут быть графики, если, как мы уже знаем, поверка не проводится вообще.

Что же имеется в сухом остатке? Извещения от так называемой «Единой городской службы по учету водоснабжения» не содержат абсолютно никакой информации об этой организации. Мы не знаем ни точного названия (операторы откликаются на звонок фразой «Единая городская сервисная служба»), ни формы собственности (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, индивидуальный предприниматель и т. д.), ни юридического или фактического адреса, ни даже электронного адреса официального сайта этой компании, откуда можно почерпнуть информацию о ней. Ровным счетом ничего, кроме номера телефона.

Возможно, клиенту представят все эти данные, если он подпишет с ней договор. Но, согласитесь, такая таинственность наводит на размышления. Прямо какой-то кот в мешке.

Прежде я уже пыталась собрать информацию об организации, которая имеет разные названия, но при этом всегда один и тот же номер контактного телефона. В Интернете на меня буквально обрушилось огромное количество опровержений. В разных регионах и городах России - Москве и Московской области, Ростове, Пятигорске, Воронеже и других - муниципальные власти и водоснабжающие предприятия открещивались от каких бы то ни было связей и контактов с «Водоконтролем», «Водоучетом» и прочими «едиными городскими службами», имеющими отношение к приборам учета воды. Не могу ничего утверждать, но сдается мне, это одна контора.

Словом, хитрят коммерсанты. И хотя границ дозволенного законом в отношении потребителей они не переступают, лучше все-таки вопросы, связанные с индивидуальными приборами учета, прежде всего обсудить со своей управляющей компанией. Так оно вернее, да и для кошелька безопаснее.

И напоследок еще один совет: не торопитесь менять прибор учета, если у него истек межповерочный интервал. Специалисты утверждают, что они совсем не безнадежны.

Срок эксплуатации водомеров - 10-15 лет. Когда истекает первый межповерочный интервал, прибор поверяют, и чаще всего он прекрасно работает дальше. Но вот после двух межповерочных интервалов нет гарантии, что он не выйдет из строя. Может быть, проработает еще и третий срок, а может, деньги за поверку окажутся выброшенными на ветер, и придется покупать и устанавливать новый.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.01.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,255075,391677,410673,1396
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня