22.05.2018 / Жилкомхоз

Пять шагов в затопленной квартире

О чем нельзя забывать даже в панике

Фото с сайта pravoconsult.com.ua

На днях встретила на улице бывшую сокурсницу. Не успела ответить на приветствие, как она выпалила: «В суд бегу. Представляешь, у меня в квартире труба лопнула. Мало того, что все полы дыбом, заново придется ремонт делать, так еще и соседей затопила! Они на меня в суд подали. А в управляющей компании заявили, что я сама во всем виновата».

Потоп в многоквартирном доме - событие в высшей степени неприятное. И самое в ней скверное - неотвратимость конфликтов с жильцами и управляющей компанией. Случается, разумеется, что соседи относятся к вашему ЧП с пониманием, а УК смиренно признает свою вину и удовлетворяет ваши требования. Но чаще все-таки бывает иначе, и потоп плавно перетекает в нервотрепку, которая продолжается месяцами, а то и годами. Чтобы «не удлинять плохое», нужно действовать по определенному алгоритму.

Хорошо, если в час «икс» хозяева были дома и, сразу же перекрыв воду, предотвратили возможные разрушительные последствия, спасая тем самым свое жилье и избегая проблем с живущими ниже, кого также могло залить. Однако нередко владельцу квартиры приходится передвигаться по ней чуть ли не вплавь, а входная дверь еле сдерживает напор возмущенных соседей. И вот вы, сгорая от неловкости, уже обещаете им все возместить...

А между тем не стоит торопиться посыпать голову пеплом, ведь виновника аварии еще нужно установить. Но об чуть позже. Первое, что нужно сделать, - отключить электричество, если вода может попасть на проводку, удлинитель, в розетки. А затем как можно быстрее позвонить в диспетчерскую службу города или управляющей организации (УК, ТСЖ, ЖСК). И не следует биться в истерике, стараясь произвести впечатление на дежурного, чтобы ускорить выезд аварийки. Это может только навредить.

Звонить надо с умом. Обязательно запишите, кто принял заявку, время и номер ее регистрации в журнале. А то получится, как у моей знакомой, которая «просто позвонила - и все». На вызов никто не приехал, и вода продолжала заливать квартиры. Теперь женщина не может доказать, что она подавала заявку, а УК ее проигнорировала.

Так вот, если диспетчер откажется сообщить эти данные, сошлитесь на пункт 106 постановления правительства РФ № 354 от 5 июня 2011 года, который подтвердит справедливость ваших требований. Аварийная служба обязана приехать в течение 2 часов (п. 108), а акт о затоплении должен быть составлен в течение 12 часов с момента обращения (п. 152). До приезда аварийной службы лучше не делать ничего, что могло бы скрыть хоть часть повреждений. Желательно сфотографировать или снять на видео каждое повреждение, испорченную технику, вещи и т. д. Если дойдет до суда, это послужит прямым доказательством и будет приобщено к делу.

После того как мастера остановят катастрофу квартирного масштаба, нужно составить акт. Обязательно отразите в нем время приезда аварийной службы. Желательно, чтобы в составлении документа участвовали вы, представитель управляющей организации, виновник потопа (если таковой известен) и пара независимых наблюдателей. Сколько участников составления - столько экземпляров. Бывает, что представители УК отказываются ставить на документе свои подписи. Тогда он заверяется другими участниками актирования и не менее чем двумя незаинтересованными лицами (п.109 постановления № 354). Обязательно должна быть указана причина затопления, ведь от этого зависит, кому придется возмещать ущерб. Все участники составления акта вправе изложить в нем свое мнение по поводу аварии.

Если ее причиной стал оставленный открытым кран, проржавевшая отводная труба, поврежденный слив и т. п., хозяину квартиры придется раскошелиться. А вот в случае протечки стен или крыши, элементов общедомовых инженерных сетей вина, скорее всего, лежит на управляющей организации.

Напомню, что согласно пунктам 5-6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года) «в состав общего имущества МКД включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях». Кроме того, «в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Кстати, обратите внимание: если батарея имеет вентили, позволяющие полностью отключить ее от общедомовой системы отопления, то она не является общедомовым имуществом, и за ее протечку несет ответственность собственник квартиры.

Оценить понесенный материальный ущерб на глазок не получится. Необходимо все-таки вызвать специалиста. Желательно, чтобы при этом присутствовал виновник залития или его представитель. Для этого за 10 дней до проведения осмотра его нужно уведомить - лично под роспись либо телеграммой. После этого можно предъявлять виновнику требования о возмещении убытков, и, если в течение 45 дней он не ответит, обратиться в суд.

Итак, если у вас в квартире случился потоп, не теряйте голову. Вам нужно сделать пять верных шагов, чтобы в итоге не оказаться и без ремонта, и без денег. Первый - при опасности контакта воды с проводкой отключить электроэнергию. Второй - позвонить в аварийно-диспетчерскую службу и зарегистрировать свою заявку. Третий - сфотографировать причину потопа, состояние квартиры и находящихся там вещей. Четвертый - составить акт о залитии. Пятый - оценить нанесенный ущерб и потребовать его возмещения.

Что касается моей однокурсницы, то, по ее словам, несмотря на активное сопротивление управляющей компании, женщине все-таки удалось доказать свою правоту, и компенсацию она получит. Представители УК настаивали на том, что заявка поступила со значительным опозданием, а следовательно, они не могли своевременно ликвидировать аварию и ущерб возмещать не обязаны. Тем не менее причиной потопа стал стояк горячего водоснабжения, а за его состояние отвечает УК, что и стало, по словам мурманчанки, решающим обстоятельством. Теперь ей предстоит закончить разбирательство с соседями. Юристы отмечают, что в подобных процессах суды с пониманием относятся к жильцам, оказавшимся в сложной ситуации, и, напротив, требовательнее к жилищно-коммунальным организациям.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.05.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,893276,057679,300672,7685
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня