Ревизия жилфонда

В Кировске обследуют все многоквартирные дома

С осени в Кировске началась активная работа по приведению в порядок жилфонда, где обнаружились слабые места по итогам перерасчета по тепловой энергии за год. Неутешительные итоги подвели в мае-июне, и после всех проверок, уже в октябре, квитанции получили жильцы 48 домов (это чуть меньше четверти жилфонда города). Перерасчет за тепло от ТГК-1 превысил 150 рублей на квадратный метр, достигнув кое-где и 700 рублей, а это уже несколько десятков тысяч с квартиры. Сменившийся к тому времени глава администрации пообещал, что муниципалитет заставит управляющие компании вплотную взяться за наведение порядка в многоквартирных домах. До начала декабря должны были выполнить самые неотложные работы для прекращения теплопотерь в этой «несчастливой полусотне». Что же удалось сделать?

Неприглядная картина

Еженедельно глава администрации Юрий Кузин знакомил журналистов со «сводками с фронта»: где побывал с осмотром вместе с комиссией, какие неполадки обнаружены, какими темпами они устраняются. Сити-менеджер констатировал, что столкнулся с крайне неприглядной картиной: с отсутствием теплоизоляции там, где она должна быть - на розливах на чердаках, на теплосетях в подвалах, с отсутствием в ряде случаев и приборов учета, и даже замков на дверях подвальных помещений, а также другими нарушениями. Такую ситуацию он назвал недопустимой.

- Планировалось, что к 1 декабря во всех сорока восьми домах будут проведены работы по теплоизоляции и регулировке систем отопления, - сообщил он в конце минувшей недели. - И управляющие компании отчитались о выполнении. Но, увы, проверка показала, что это не так: кое-где работы выполнены не в полном объеме, а потому задача не снимается, за этим ведется тщательный контроль.

Засучили рукава

- Да, мы провели такую работу у себя на жилфонде, - подтверждают в муниципальной управляющей компании «Кировская горэлектросеть», где под корректировку попали 22 дома из находящихся в их ведении девяноста. Правда, только пять жилых зданий обслуживала эта компания весь расчетный период, остальные сменили УК.

Как сообщает замдиректора горэлектросети Елена Лещенко, работа в многоквартирных домах идет в соответствии с графиком устранения причин теплопотерь. За неполных два месяца налажена работа тепловых центров с установкой расчетных дроссельных шайб, проведена ревизия вентилей трубопроводов, отремонтированы и установлены запорные устройства на входные двери в подвальные помещения, уплотнены двери в подъезды, закрыты продухи в подвалах. Полная изоляция сетей горячего водоснабжения и отопления в подвальных и чердачных помещениях выполнена в большей части МКД. Установка двойного остекления - в 40 процентах домов, в оставшихся продолжалась работа. К декабрю не успели из-за того, что материалы пришлось закупать за пределами региона.

Кроме того, каждый дом в течение года ежемесячно будут обследовать специалисты МУП «Кировская горэлектросеть» и АО «ХТК». Так же регулярно будет проводиться совместный анализ показаний общедомовых приборов учета теплопотребления, чтобы не допускать перегревов и теплопотерь.

Вот только, как выяснилось, нет (по крайней мере, пока) в муниципальной управляющей компании никаких решений по поводу уплаты сумм корректировок вместо жильцов наиболее пострадавших домов. Напомним, в октябре Юрий Кузин упоминал о том, что подобная компенсация, вероятно, будет сделана, по крайней мере, муниципальной УК - ведь жильцы не виноваты! Но, видно, юридических оснований найти не удалось.

В каждой избушке…

О проделанной работе рассказали нам и в УК «Партнер плюс». Директор компании Елена Зайцева сообщила, что в их ведении оказалось пять домов из наиболее проблемных, причем три из них «пришли» из другой управляющей компании. На тех, что «Партнер» недавно взял на себя, несмотря на относительную новизну жилфонда, при подготовке к зиме заново заизолировали входные трубопроводы и тепловые пункты, максимально закрыли продухи.

- Замечания муниципального контроля мы устранили, серьезных-то и не было, - поясняет Елена Сергеевна.

Здесь, по ее словам, самое важное - отрегулировать внутридомовую систему отопления и, в идеале, поставить автоматизированный теплопункт, который позволял бы коррелировать подачу тепла с температурой наружного воздуха. Кроме того, сэкономить на подаче тепла помогла бы такая мера, как отказ от циркуляции горячей воды по полотенцесушителям в летний период. Подавали ее по рекомендации Хибинской тепловой компании. Теперь на общих собраниях самим жильцам предстоит решать, использовать ли эту меру в дальнейшем.

А в тех двух домах, которые давно уже в ведении «Партнера», другая история: с теплоизоляцией и подвалами там все в порядке, проблему создают большие пустующие цокольные помещения (это старый жилфонд, с высокими потолками). Жильцам нужно или сдавать в аренду эти площади, чтобы возмещать потери на их обогреве, или самим использовать, например, под хозяйственные нужды, чтобы понимать, за что они переплачивают, - так считают в УК.

Дадут ли все принятые меры результат - то есть разумные цифры в графе корректировки за тепло?

- Гарантий нет, - качает головой Елена Сергеевна. - Хотя какой-то совокупный эффект эти усилия должны принести.

В «Кировской горэлектросети» на перспективы смотрят тоже, так скажем, с осторожной надеждой.

- Надеемся, конечно, увидеть результат, - говорит Елена Лещенко. - Мы плотно работаем с ТГК и ХТК, обследовали все тепловые центры, навели порядок. Мы вместе должны действовать. Не все зависит от УК. Например, если сети изношенные, необходимо ремонтировать. Будем на собраниях предлагать жителям перечни работ, посмотрим, на что они согласятся. За счет тарифа мы все сделать не можем, только частично.

Не сорвать шестеренки

Тут уж, действительно, время покажет: главное, что за работу взялись системно. Как подчеркивают в администрации, нет желания кого-то наказать и тем более чрезмерным нажимом «сорвать шестеренки».

- Наша задача - выстроить партнерские отношения с управляющими компаниями, синхронизировать все процессы, - говорит Юрий Кузин.

Дело ведь не только в пресловутых сорока восьми домах. В Кировске решили взяться за весь жилфонд, а это почти три сотни домов, и ни один из них, в общем-то, не может похвастаться идеальным состоянием. Теперь УК озадачены тем, чтобы создать для каждого дома техпаспорт, на основе которого можно подготовить программу текущих, эксплуатационных и регламентных работ, с определением стандарта и оценкой их стоимости, а также капитального ремонта и содержания жилого здания на перспективу. По замыслу городских властей, это должно выстроиться в единую систему обслуживания жилфонда, понятную для владельцев и квартиросъемщиков, прозрачную по стоимости и контролируемую со всех сторон - по срокам и объему проведения ремонтных работ и, что важно, по качеству.

В «Кировской горэлектросети», к примеру, нам рассказали, что после обследования жилфонда в октябре уже разработаны три комплексные программы: срочных аварийных и предаварийных работ до конца 2018 года, текущих ремонтов до конца 2019-го и капитальных ремонтов. О них-то и говорила чуть выше Елена Лещенко - тут вложиться нужно будет всем, чтобы эти программы выполнить.

А в УК «Партнер плюс», как сказала Елена Зайцева, планомерная работа и так ведется - составляются ежегодные планы ремонтов, реализуется программа энергоэффективности.

Что ж, получается, все вели свои дела по-своему, теперь, возможно, эта картина действительно как-то упорядочится. Там, где изменений много, предстоит сказать свое слово жильцам - на общих собраниях. А грамотных жильцов в городе прибавляется - курсы повышения жилищной грамотности посещает около сорока человек, и это только первый поток.

Опубликовано: Мурманский вестник от 11.12.2018


Читаемое