Почти половина обращений северян в правительство области содержит претензии и вопросы, касающиеся жилкомхоза. Точнее - 47 процентов. Эту цифру заместитель главы региона Евгений Никора назвал на заседании совета по вопросам защиты прав потребителей при губернаторе. Лидируют сообщения о неудовлетворительной работе обслуживающих организаций, высокой квартплате, которая не соответствует качеству предоставляемых услуг, вопросы о параметрах отопления, качестве водоснабжения, капитальном ремонте многоквартирных домов.

Евгений Никора, который вел заседание, подчеркнул, что подходы к решению проблем следует рассматривать сквозь призму работы с гражданами. А она в первую очередь означает как своевременное получение ими информации и знаний, так и повышение роли различных организаций в качестве проводников этих знаний.

О результатах работы Госжилинспекции, других профильных органов исполнительной власти региона с обращениями граждан в минувшем году рассказала в своем докладе начальник ГЖИ Алена Кузнецова. Такие обращения на тему жилищно-коммунальных услуг поступают не только непосредственно в ГЖИ, но и в другие ведомства, которые в определенных рамках исполняют функции защиты прав потребителей. Совместными усилиями проводятся тысячи проверок в год, имеется большое количество исполненных предписаний - сделан перерасчет, отремонтирована крыша, отремонтирован подъезд, налажено водоснабжение и так далее.

С 1 января в связи с переходом на новую систему обращения с ТКО проводится мониторинг вывоза мусора, работает горячая линия, разбираются каждая конфликтная ситуация, каждое заявление земляков. Как заметила Алена Кузнецова, сейчас наблюдается снижение количества обращений, касающихся платы за вывоз мусора. Но на дворе лето, люди массово уезжают в отпуска, а затем будут так же массово возвращаться. И тогда можно ожидать большую волну вопросов о перерасчете за время отсутствия.

Как быть? Евгений Никора предложил: предупредить волну обращений о перерасчетах волной разъяснений - где, как, какие документы следует по этому поводу подавать.

На заседании также обсудили организацию защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг в заполярных городах и поселках. О том, как она ведется в областном центре, рассказал глава администрации Мурманска Андрей Сысоев.

Он напомнил о временах неразберихи с собственниками домов, о двойных, а то и тройных квитанциях за услуги ЖКУ, которые находили жители в своих почтовых ящиках. Чтобы навести порядок в подобных ситуациях, и было в свое время создано муниципальное казенное учреждение «Новые формы управления» («НФУ»). Оно представляет интересы Мурманска как собственника муниципальных помещений в многоквартирных домах на всех стадиях общих собраний владельцев жилья в МКД, ведет информационную работу, касающуюся обслуживания этих домов, осуществляет от лица города проверки деятельности управляющих организаций и так далее - инициирует, объясняет, уточняет, обучает, помогает.

Как сказал Сысоев, любой житель Мурманска может обратиться в «НФУ» по телефону или найти интересующую его информацию на сайте учреждения.

Евгений Никора отметил, что это удачная программа, и рекомендовал другим муниципалитетам проводить такого же рода разъяснительную работу с населением.

На заседании шла речь и о роли общественных организаций в просвещении населения, и о необходимости повышения правовой грамотности в отношении прав потребителей в сфере ЖКХ представителей хозяйствующих субъектов.

И еще одну непростую тему обсудили участники встречи - ритуальную. Как отметил Евгений Никора в начале заседания, в ряде муниципальных образований существует нехватка мест для захоронения усопших. При рассмотрении вопроса и. о. министра строительства и территориального развития Максим Рудь уточнил цифру: острая необходимость строить новые либо расширять старые кладбища есть в 13 муниципальных образованиях. В пяти - Мончегорске, Оленегорске, Кандалакше, Заполярном и Никеле - уже разработаны соответствующие проекты, они включены в областную госпрограмму. Каждому из пяти в текущем году на эти цели выделят субсидию из регионального бюджета в размере 10 миллионов рублей. Однако основательное решение проблемы будет стоить гораздо дороже.