16.02.2017 / Киноафиша

Если бандитов заменить на драконов

«Великая стена»

Несколько дней назад состоялась очередная церемония вручения премий BAFTA - Британской академии кино и телевизионных искусств. Прогнозы экспертов она не опровергла - говорили, что триумфатором станет «Ла-Ла Ленд», он им и стал.
Справедливости ради нужно сказать, что некоторые неожиданности были на уровне номинаций. Так, к числу лучших английских лент (у BAFTA есть две линейки номинаций: «Лучший фильм» - для всего англоязычного, и «Лучший английский фильм» - для британского производства; впрочем, британские картины могут быть представлены и там, и там) Британская академия причислила… «Фантастические твари и где они обитают»! Голосование оказалось все же более традиционным, и лучшим английским фильмом стал «Я, Дэниэл Блейк» Кена Лоуча, награжденный в Канне «Золотой пальмовой ветвью». Кстати, на «Оскар» эта лента, невзирая на каннский триумф и множество других наград, номинирована не была.
Мы же на этой неделе встречаемся с другим каннским призером - комедией Джима Джармуша «Патерсон». Как и «…Дэниэл Блейк», эта картина была проигнорирована Американской киноакадемией: пока политики говорят о том, что в оскаровских номинантах недостает этнического разнообразия, любители кино называют позорным для «Оскара» отсутствие Джима Джармуша.
Представьте себе - не номинировался не только сам Джармуш, но даже и вообще ни один его фильм: а ведь мы говорим о признанном современном классике, снявшем «Мертвеца», «Пес-призрак: Путь самурая» и «Сломанные побеги»! Настоящая беда «Оскара» не в том, что он чересчур белый, а в том, что он слишком голливудский, но за это ни один из политиков (спонсируемых в том числе и кинокорпорациями) критиковать Американскую киноакадемию, разумеется, не будет.
Впрочем, если рассматривать «Патерсон» сам по себе, академиков можно понять - эта лента является полным антиподом к тому, что принято называть голливудским стилем. Достаточно сказать, что каннская награда ленты - специальный приз за… лучшую собачью (в самом прямом смысле слова!) роль. Но раз в картине профессиональных актеров переигрывает собака, то такой фильм явно не для «Оскара», даром что снял его сам Джармуш.


Итак, комедия о собаках? Нет, о поэзии. Да-да, главный герой фильма - житель провинциального городка Патерсон по фамилии Патерсон (Адам Драйвер), работающий водителем автобуса (Драйвер для этого три месяца учился на курсах и получил официальную лицензию на вождение пассажирского транспорта) и на досуге сочиняющий стихи. Их, кстати, специально для фильма сочинил друг Джармуша, известный американ-ский поэт Рон Паджетт.
Еще одна странность «Патерсона» - его можно назвать собачьей работой как в прямом, так и в переносном смысле слова. В прямом - из-за той самой собаки, бульдога Нелли, умудрившегося переиграть весь человеческий актерский ансамбль, в переносном - из-за того, что весь фильм посвящен «собачьей работе» самого обычного работяги. Звонок будильника - ванна - завтрак - автобус - ужин - ванна - постель - звонок будильника - ванна - завтрак - автобус - ужин - ванна - постель… И так пять дней в неделю: романтика здесь и не ночевала. Но ведь Патерсон все-таки находит в своей скучнейшей жизни вдохновение, чтобы творить, и именно этот самый ахматовский «поэтический сор» и интересует Джармуша.
Вторая новинка этой недели - кино подстать «Патерсону»: китайский историко-фантастический блокбастер «Великая стена». Слово «блокбастер» - никакое не преувеличение. Мало того что на главную роль пригласили полноценную голливудскую звезду Мэтта Дэймона (в роли второго плана засветился менее популярный, но тоже уважаемый Уиллем Дефо), а сочинять саундтрек - Рамина Джавади из «Игры престолов», но и в саму постановку вбухали солидные и для Америки, а для неамериканской ленты просто-таки неимоверные 150 миллионов долларов!
Постановщик картины - Чжан Имоу, режиссер очень авторитетный и титулованный («Красный гаолян», «Герой»). Все же на «Великой стене», по общему мнению, это никак не сказалось, так же, как и участие Дэймона и Дефо. Двое наемников-европейцев пробрались в средневековый Китай, чтобы купить некое средневековое вундерваффе, вместо этого стали участвовать в борьбе с некими монстрами, раз в сто лет штурмующими Великую Китайскую стену.
Монстры - никакие не монголы (империю Чингисхана в Китае вполне серьезно считают предшественником современного китайского государства), а настоящие монстры. Действительно, жечь напалмом умеют не только в Голливуде.
Особый же смак просмотр «Великой стены» приобретает, если знать, что снят этот американоидный блокбастер для целевой аудитории, в массе своей вообще даже слыхом не слыхавшей про американское кино. Во всем мире «Титаник» - это «Титаник», в Китае же: «Титаник» - что за «Титаник»? А, американский фильм…» Профессионалы вроде Чжана Имоу, конечно же, о «Титанике» знают. Ну а теперь представьте себе такого профессионала, которому дают 150 миллионов долларов и предлагают снять гибрид «Гладиатора» и «Людей в черном», но на китайском материале и для китайского зрителя, и не подозревающего о существовании этих лент!
Ну или, если на языке Джима Джармуша, взять «Мертвеца», перенести Джонни Деппа с Дикого Запада в Китай, а бандитов заменить на (почему бы и нет?) драконов. Будь Ахматова кинематографистом, она наверняка бы произнесла по этому поводу: «О если б знали, из какого сора растет артхаус, не ведая стыда…»

Опубликовано: Мурманский вестник от 16.02.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,922776,077778,545974,4264
Афиша недели
Экранизация балета и «Инстаграма»
Гороскоп на сегодня