Чуть перефразирую: снимают ли фильмы киностудии в других городах?

В советские времена, когда подобная студия была чуть ли не в каждом крупном городе, когда столицей документалистики был Свердловск (нынешний Екатеринбург), этот вопрос был бессмысленным. А сейчас...

Вот есть в Якутии деньги, там снимают кино, прокатываются эти фильмы по мировым фестивалям (например, был такой чрезвычайно популярный на киносмотрах фильм «Белый ягель» (18+), а дальше... Дальше мы идем смотреть очередную заокеанскую франшизу, поскольку больше ничего в отечественных кинотеатрах, как правило, и не идет. Перефразируя известную поговорку, при всем богатстве выбора альтернативы «Марвел» нет. Поскольку за последней стоит вся мощь «Уолт Дисней пикчерс».

К счастью, времена меняются, и в кинотеатрах на этой неделе появляется гангстерский триллер «Решала. Нулевые» (18+). Бурятский гангстерский триллер - не в том смысле, что понаехали московские кинематографисты в Забайкалье и что-то там наснимали, а что скинулись ребята из Улан-Удэ на фильм про свое житье-бытье и сняли без всяких там заезжих фраеров. Это, кстати, уже третья местная лента про Решалу, что косвенно говорит не только о запасе энтузиазма у ее создателей, но и о ее качестве. «Решалу...» не только снимали, но снимались в картине местные, так что, увы, лента без звезд. Впрочем, если вспомнить подобную нашу классику, начиная с «Брата» (16+), так там никогда звезд не было.

«21 мост» (16+).

В параллель с отечественными доморощенными гангстерами на экраны выходят, так сказать, гангстеры оригинальные, в триллере «21 мост» (16+). В отличие от «Решалы...», однако, здесь главный герой - полицейский, расследующий дерзкое ограбление банка на Манхэттене. Манхэттен - остров, с него на материк ведет 21 мост, и все они перекрыты полицией... Перекрыты ли? По сюжету «21 мост» слегка старомоден, смахивает на некий римейк «Французского связного» (18+), снятый Тарантино.

Соавтором сценария «21 моста» был Майкл Карнахан (сценарист «Войны миров Z» (12+), в качестве режиссера впервые выступил труженик малого экрана («Тюдоры» (16+), «Подпольная империя» (18+), «Игра престолов» (18+) Брайан Кирк. Еще одно «почти впервые» - то, что крутого копа взялся играть афроамериканец Чедвик Боузман («Черная пантера» (16+). Такие герои в таком этническом исполнении в Голливуде крайне редки.

В этом отношении гораздо более традиционным выглядит другой детектив - «Сиротский Бруклин» (16+). Это, впрочем, не удивляет: Эдвард Нортон 19 лет после своего режиссерского дебюта накопил деньги на второй фильм, созвал друзей по Голливуду (Уиллем Дефо, Брюс Уиллис, Алек Болдуин) и снялся в главной роли сам.

«Сиротский Бруклин» (16+).

«Сиротский Бруклин» - экранизация одноименного романа Джонатана Летема о частном детективе, расследующем убийство в Нью-Йорке 1957 года. Отзывы о фильме смешанные. Если кратко, то Нортон по-прежнему хорош как актер, в том числе и здесь, но все-таки режиссер - не его профессия.

Все ранее упомянутые фильмы идут в прокате с рейтингом «16+». Как ни странно, «Война токов» (12+) - это не только в США PG-13, но «12+» даже в России. Почему странно? Дело в том, что фильм его продюсер Харви Вайнштейн (тот самый) планировал выпустить на экраны еще в 2017-м. Но в 2017-м разгорелся скандал, итогом которого стал арест Вайнштейна, а фильм отложили на полку. И вот два года спустя «Войну токов» таки выпустили в прокат.

Как и многие фильмы, спродюсированные Вайнштейном, «Война токов» сделан как некий артхаус-блокбастер: режиссером он пригласил широко известного в узких кругах (удостоенного главной премии фестиваля американского артхауса «Сандэнс») латиноамериканца Альфонсо Гомес-Рехона, в сопродюсеры зазвал самого Мартина Скорсезе, а на главную роль - Бенедикта Камбербэтча. Сюжет ленты посвящен знаменитой в истории электромеханики XIX века «войны токов» между Томасом Эдисоном и Николаем Теслой, когда решалось, какой ток - постоянный или переменный - будет основой для электроприборов. Эдисон продвигал постоянный, в том числе потому, что на нем были основаны многие его патенты.

Другая лента о романтических технологических прорывах позапрошлого века - «Аэронавты». В основу сценария легла история реального полета, состоявшегося в Англии в 1862 году, когда был побит мировой рекорд высоты (шар забрался на 11 с лишним километров). В главной роли - Эдди Редмэйн («Вселенная Стивена Хокинга», 16+), режиссер - Том Харпер («Острые козырьки», 16+).

«Ржев» (16+).

Еще одна отечественная лента, выходящая на этой неделе, - «Ржев» (16+). К сожалению, как и в отношении многих российских картин, заранее о ней трудно сказать что-то определенное. Почему? Ну, например, потому, что повесть Вячеслава Кондратьева «Искупить кровью» посвящена не конкретно сражениям именно за Ржев (а были и такие!), а боям за деревню Овсянниково. Или потому, что само выражение «искупить кровью» (связанное с приказом 227) появилось через несколько месяцев после мартовско-апрельских боев за Овсянниково, то есть здесь к авторскому тесту разумно было подходить с научным консультантом. А был ли он? Тем более что у самого Кондратьева воззрения на войну в течение жизни сильно менялись. Учитывая то, что для режиссера Игоря Копылова «Ржев», если не считать сериала «Крылья империи» (16+), дебют в военно-историческом кино, буду рад ошибиться.

Ну и напоследок фильмы к приближающимся новогодним праздникам. «Рождество на двоих» (16+) Пола Фига - ужасно классическая рождественская лента. «Кейт работает в магазине рождественских товаров, злоупотребляет выпивкой и давно бросила переживать из-за собственной жизни. Но все меняется после знакомства с Томом...»

«Рождество на двоих» (16+).

Сценарий - Эмма Томпсон («Разум и чувства», (12+), в главной роли - Эмилия Кларк, и - удивительно, но факт, режиссер Пол Фиг, специалист по феминистским картинам («Девичник в Вегасе», (16+), «Шпионка», (16+), а тут - типичная мелодрама с «погибающей женщиной» и «спасителем-мужчиной», сюжет, от которого все феминистки волком воют.

Ну и чисто для детей - норвежская сказка «Эспен в поисках Золотого замка» (6+). Сиквел другой норвежской сказочной ленты, «Эспен в королевстве троллей» (6+), несколько недель назад повторно выпускавшейся в отечественный прокат. Сюжет примерно такой же: Эспену опять придется совершить длинное и опасное путешествие, на этот раз чтобы спасти короля и королеву своей страны, которых отравили. Шекспир именно в продолжение такого сюжета написал «Гамлета» (замок Эльсинор, или Хельсингборг, до сих пор можно найти на карте). Понятное дело, не к Новому году.