Последние годы в американской киноиндустрии - время побеждающей кампанейщины. Самая знаменитая, безусловно, #MeToo, однако ей сопутствовали и несколько менее значительных по своим масштабам. Например, обвинения в адрес Голливуда в том, что в тамошних картинах слишком мало сильных женских персонажей.

На этой неделе мы видим результат этой кампании. Что, кстати, неудивительно, если знать, что до окончания оскаровского проката (времени, когда необходимо показать фильм в США, чтобы иметь возможность выдвинуть его на приз киноакадемии) остался всего месяц.

Самая нашумевшая картина - гангстерский триллер «Вдовы». Его очень хорошо встретили на фестивале в Торонто, он получил отличную прессу вкупе со зрительскими рейтингами и всеобщие прогнозы на оскаровские перспективы.

Сюжет довольно заезжен, что неудивительно - это римейк английского мини-сериала тридцатилетней давности, и его идеями уже успели воспользоваться многие (в том числе создатели «8 подруг Оушена»). Мужья главных героинь пытаются совершить ограбление, в ходе которого погибают, на их вдов наезжают кредиторы, и тем приходится, чтобы вернуть долги, самим идти на дело. Феминистский перевертыш традиционного «нуара», где все второстепенные (и все плохие!) персонажи - мужчины. Однако сценарий «Вдов» написала Гиллиан Флинн (автор знаменитой «Исчезнувшей»), поэтому аранжировка старых сюжетных ходов наверняка будет достаточно свежей.

Актерский состав - тоже испытанный: Колин Фаррелл, Лиам Нисон, Мишель Родригес, Роберт Дювал, Виола Дэвис.

Главный плюс «Вдов» одновременно является и его минусом - это режиссер Стив Маккуин. За свой прошлый фильм, «12 лет рабства», он получил «Оскар» - однако впоследствии некоторые академики признались, что голосовали за него только из-за актуальной тематики. Так и здесь вполне возможно, что некоторые положительные отзывы - следствие не искусства создателей, а феминистской трактовки.

Еще более заметно влияние победившего феминизма в другой премьерной картине - «Жена». Поставил ленту шведский режиссер, завсегдатай крупных европейских фестивалей (правда, ни разу не удостаивавшийся на них главных премий) Бьерн Рунге. Рунге работает в идущей еще от Ингмара Бергмана традиции, снимает ленты о разнообразных кризисах семейных отношений. Так и здесь: после нескольких десятилетий благополучной супружеской жизни жена решает покончить с лицемерием и прояснить отношения с мужем-литератором, сделавшим благодаря ей свою карьеру и даже получившим Нобелевскую премию.

Картина явно сделана «под «Оскар». Рунге снял ее на английском языке и с англоязычными актерами (Гленн Клоуз, Джонатан Прайс, Кристиан Слейтер, Элизабет Макговерн), с актуальным сюжетом, навеянным недавним скандалом, из-за которого в этом году не будут вручать Нобелевку по литературе. Сама же героиня Гленн Клоуз - прямо-таки живая иллюстрация к феминистской публицистике последних лет. В США особой сенсации лента не сделала, но сама актриса может рассчитывать по крайней мере на номинацию.

Еще один злободневный сюжет - молодежный триллер «Нация убийц». Скандальная история четырехлетней давности о «сливе» интимных фото голливудских звезд. В провинциальном американском городке происходит такой же масштабный «слив», в итоге чего за оружие взялись все герои (и главным образом героини) картины.

Фильм получил в целом благожелательные отзывы в прессе, однако это связано скорее с оригинальной идеей, чем с искусством создателей. Популярных актеров здесь практически нет, режиссер же Сэм Левинсон известен благодаря своему знаменитому отцу, Барри Левинсону, а не из-за личных заслуг.

Остальные новинки этой недели в отношении гендерных подходов гораздо более традиционны.

Один из создателей знаменитых франшиз «Пила» и «Астрал», австралиец Ли Уоннелл, отметился киберпанковским боевиком «Апгрейд», любопытнейшей попыткой снять «супергеройское» кино с мизерным пятимиллионным (!) бюджетом.

Сюжет «Апгрейда» внешне чуть ли не примитивен. На главного героя и его жену нападают бандиты, жену убивают, он оказывается полностью парализованным. К нему обращается таинственный незнакомец с предложением поучаствовать в эксперименте с имплантацией новейшего чипа, позволяющего встать на ноги. Тот встает на ноги, отправляется мстить и т. д. Но, с другой стороны, «Пила» и «Астрал» тоже на первый взгляд не блистали оригинальностью, а что оказалось в итоге? Рейтинги и отзывы на «Апгрейд» в основном восторженные, и всем любителям фантастики рекомендую обратить на эту ленту внимание.

Другая фантастическая картина, «Помешанный на времени», интересна в первую очередь актерами - Эйса Баттерфилд («Хранители времени») и Софи Тернер. Главный герой насмерть ссорится с девушкой, параллельно изобретает машину времени, отправляется с приятелем в прошлое, чтобы все переиграть, но она западает на этот раз не на него, а на его друга... В общем, «Назад в будущее» во всей своей красе. Рецензии на ленту, как и зрительские рейтинги, - средние, так что не интересующимся творчеством Баттерфилда и Тернер «Помешанного на времени» можно и не смотреть.

И наконец, самая ожидаемая премьера недели - диснеевский мультфильм «Ральф против Интернета», сиквел другой популярной анимации - «Ральф». В той картине действие происходило в мире аркадных игр, на этот же раз их герои оказываются в Интернете в поисках гаджета для своего игрового аппарата. Снимали сиквел те же, кто делал в свое время «Ральфа» (за прошедшее время они успели сделать еще «Зверополис», удостоенный «Оскара»), так что все классные фишки и мульки того мультфильма будут на месте.

Единственный минус, в чем сошлись все критики, - сценарий продолжения откровенно хуже, чем оригинальной ленты. Отчасти это связано с прокатным рейтингом PG/6+ (откройте любой развлекательный сайт и посчитайте там количество «взрослых» постов и ссылок), отчасти - с авторскими правами на популярные интернет-бренды. Так что, ценители прежнего новым «Ральфом» будут несколько разочарованы.

Простые зрители, однако, остались от сиквела в восторге - рейтинг предпремьерного проката на www.imdb.com составил 8,4/10, что даже выше, чем у предыдущего «Ральфа». Очевидно, что даже самые радужные кассовые прогнозы лента наверняка оправдает.

И, вполне возможно, окажется в числе номинантов на «Оскар».