18.05.2017 / Киноафиша

Канны: вопросы без ответов

«Чужой: Завет» (18+).

Скандальные события, разыгравшиеся вокруг последнего вручения «Оскара», получили самую разную оценку в мире. Но независимо от отношения к случившемуся (в диапазоне от «восстановления попранной справедливости» до «терминальной стадии политической корректности») так или иначе возникал вопрос: что если таким экстравагантным образом дают о себе знать некие глубинные тектонические процессы, влияющие не только на американский, но и на весь мировой кинопроцесс?

В связи с этим Каннский фестиваль, начавшийся в эту среду, приобретает особое значение. Бесспорно, за всю историю крупнейшего мирового киносмотра бывали годы откровенно скучного кино. Однако Канн-2017, на мой взгляд, с очень большой вероятностью заставит о себе долго говорить. Например, тем, чего там… нет - а нет там ни одного блокбастера.

Невероятно, но Канн, между прочим, самый большой кинорынок мира, обошелся даже без премьеры картины Ридли Скотта «Чужой: Завет». А ведь тут, как говорится, сам бог велел: и даты совпадают, и фильм нашумевший, да и сам Скотт был когда-то открыт именно в Канне - его дебютная лента «Дуэлянты» была награждена здесь «Золотой камерой». Но вот как-то не сложилось ни у «Чужого…», ни у кого-то еще. Почему так - загадка.

Правда, Канн есть Канн, и громкие события на нем могут происходить и без блокбастеров. В этот раз, например, будет первая в истории фестиваля телепремьера - представят третий сезон «Твин Пикса» (снятый через 25 лет после второго) и второй «Вершины озера». Оба сериала, кстати, сняли лауреаты главной награды фестиваля, Дэвид Линч («Дикие сердцем») и Джейн Кэмпион («Пианино»), и оба идут вне конкурса: в этом году в положение форума внесен специальный пункт о запрете участия в конкурсных программах фильмов, которые не будут демонстрироваться в кинотеатрах. Долго ли проживет этот запрет, трудно сказать.

Не до конца ясны и причины, по которым нынешний кинофорум обратил внимание на российское кино. Случайность - или мы наконец-то дождались нашей «новой волны»? Так или иначе, сначала директор фестиваля Тьерри Фремо в одном из предфестивальных интервью неожиданно призвал обратить внимание на русское кино как «привлекающее актуальными художественными высказываниями».

В конкурсных показах целых три российских фильма: «Нелюбовь» Андрея Звягинцева и «Кроткая» Сергея Лозницы в главном и дебютная «Теснота» Кантемира Балагова (выпускника мастерской Александра Сокурова) в «Особом взгляде».

Правда, «Кроткая» (название и некоторые сюжетные линии позаимствованы из повести Достоевского) - наш лишь формально, это копродукция с Германией, Латвией, Литвой, Нидерландами и Францией, а Лозница по гражданству и вовсе украинец. С другой стороны, снята картина с русскими актерами, на русском языке, про Россию, а та же самая Украина в ее производстве никак не участвовала - какой же это фильм, если не русский?

Еще одна любопытная деталь, характеризующая «русское участие» в нынешнем Канне. Вне конкурса здесь будет показан документальный фильм «Напалм». Он то ли полулегально, то ли вовсе нелегально снят французским классиком Клодом Ланцманном о Северной Корее - ну как тут не вспомнить аналогичную картину «В лучах солнца» Виталия Манского! Мы, увы, привыкли к определенной провинциальности современного отечественного кинематографа - здесь тот редкий случай, когда именно наше кино оказывается на передовой текущего кинопроцесса. Но станет ли эта творческая перекличка началом какой-то устойчивой тенденции, опять же, вопрос.

Разумеется, всем этим Канн-2017 не исчерпывается. Так, большой неожиданностью стало появление в главном конкурсе Мишеля Хазанавичюса («Артист»), которого уже сочли «бабочкой-однодневкой», с биографическим фильмом в жанре комедии… о Жане-Люке Годаре, да еще образца 1968 года! Картина названа просто - «Молодой Годар», и самому мэтру закономерно не понравилась, показавшись слишком глупой.

Еще одна каннская комедийная неожиданность - артхаусная «История семьи Майровиц» с Адамом Сэндлером. Да-да, тот самый Сэндлер, олицетворяющий для зрителя все самое тупое, что есть в американской комедии, теперь перешел на артхаус!

Сейчас же от рассказа о том, чем примечателен сегодняшний Канн, перейдем к рассмотрению того, что интересного можно посмотреть в нынешнем Мурманске. В первую очередь это тот самый «Чужой: Завет», который могли показать (но не показали) в Канне. Отклики на фильм крайне противоречивые - примерно как на «Прометей», продолжением которого (и приквелом к самому первому «Чужому») эта лента формально является. Чисто арифметически положительных отзывов больше, чем отрицательных, хотя шедевром картину не называет никто.

Очередная производственная драма о современном американском бизнесе «Охотник с Уолл-стрит», в которой снялись Джерард Батлер, Элисон Бри и Уиллем Дефо, как исключение интересна не столько актерами, сколько сценарием: его автор, Билл Дюбюк, заставил о себе говорить после «Судьи» с Робертом Дауни-младшим (про юристов) и «Расплаты» с Беном Аффлеком (про бухгалтеров). И в том, и в другом случае сценарист на скучнейшем материале умудрялся выстроить головокружительную интригу - на этот раз увлекательные приключения будут происходить с кадровиками.

«Трио в перьях» - наглядное напоминание о том, что полнометражная анимация существует и в Германии. Денег, правда, у немецких мультипликаторов мало, и потому графика выглядит далеко не идеальной, зато воображения много. Так, прошлый мультфильм создателя «Трио...» Тоби Генкеля рассказывал о фейсконтроле… на Ноевом ковчеге, на этот раз мы узнаем про путешествие воробья, совы и попугая из Европы в Африку. У каждого из этой троицы уйма тараканов в голове - попугай, например (в нашем прокате озвученный Киркоровым), мечтает стать звездой Сан-Ремо.

Ну и самая необычная новинка - «Париж подождет», комедийная мелодрама с Дайаной Лейн и Алеком Болдуином о двухдневном путешествии жены кинопродюсера из Канна в Париж, ставшим одновременно ее романтическим приключением.

Что же здесь необычного? - спросите вы. То, что эту ленту сняла на девятом десятке лет Элинор Коппола - жена того самого Фрэнсиса Копполы. И к тому же это ее игровой дебют.

...А в это самое время в Канне Коппола-дочь София представляет зрителям другую мелодраму - «Роковое искушение».

Опубликовано: Мурманский вестник от 18.05.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,272167,357772,075770,1675
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня