Те, кто застал советские и первые постсоветские времена, наверняка помнят эту популярнейшую серию книг, издававшуюся «Художественной литературой». Современников, правда, в ней было не особо много, да и сами книги по качеству издания от современных покетбуков отличались лишь размерами. Зато отбор авторов и произведений был жесточайший и... оригинальный. Так, у Помяловского, вошедшего в историю русской литературы благодаря «Очеркам бурсы», в этой серии опубликовали практически забытые повести «Молотов» и «Мещанское счастье», открывшие для массового читателя XX века почти неизвестное ему «чернышевское» направление в русской литературе века XIX.

Именно ассоциации с этой книжной серией рождает список новинок проката на этой неделе. Нельзя, конечно, сказать, что это все классика, однако классику кино каждая из премьерных лент вспомнить заставляет.

Начнем с чистой классики - «Новые времена» (0+), очередная отреставрированная картина Чарли Чаплина, выходящая в рамках программы повторного показа фильмов этого великого кинематографиста. Она интересна не только как этакий музейный экспонат, но и как идейный предшественник (наряду с «Метрополисом» Фрица Ланга, 12+) современного киберпанка. Так что рекомендую тем, кто решит посмотреть эту ленту на большом экране, для полного спектра удовольствия предварительно освежить в уме «Матрицу» (16+).

Детективная лента «Достать ножи» (16+) Райана Джонсона («Во все тяжкие», 18+) пока еще не классика, но сделана по классическому рецепту. «Когда сразу после празднования 85-летия известного автора криминальных романов Харлана Тромби виновника торжества находят мертвым, за расследование берется обаятельный и дотошный детектив Бенуа Блан», а короче - «детектив с убийством и гэгами» (последнее, между прочим, рекламный слоган фильма). Как тут не вспомнить культовые ленты братьев Коэнов - «Бартон Финк» (16+) и «Большой Лебовски» (18+) в особенности.

Ирония здесь и в том, что главную роль в картине играет Дэниэл Крейг. Тот самый Крейг, которого в начале его карьеры считали главным специалистом по британским чудикам (позднее эту славу у него перехватил Саймон Пегг), который из-за этого публично извинялся перед фанатами Джеймса Бонда, когда его выбрали играть агента 007, и которого те же фанаты ныне называют лучшим агентом во всей франшизе.

«Холодное сердце-2» (6+).

Мультфильм «Холодное сердце-2» (6+) - очередная классика от «Уолт Дисней пикчерс». Классика в смысле не «золотого фонда», а «золотого рецепта»: сделано все по жестким правилам диснеевской анимации. Шаг вправо - шаг влево считается за побег, конвой стреляет без предупреждения! Даже сюжет - один в один с первой частью, но с новыми приключениями героев. Критики пока отмалчиваются, но, учитывая 350 миллионов долларов в первую неделю проката, можно предсказать целую охапку похвальных рецензий.

Новое из европейского кино на этой неделе - французская «Прекрасная эпоха» (18+) и немецкая «Фабрика грез» (12+). «Прекрасная эпоха» у французов такое же расхожее выражение, как «хруст французской булки» у нас - обозначает времена, когда все девушки были королевами красоты, а на один сантим (копейку) можно было прожить целый день.

Чисто кинематографически эта картина - эхо-вариант «Вечного сияния чистого разума» (16+) с Джимом Керри и Кейт Уинслет, только без стирания памяти. Главный герой, поссорившись с женой, обращается в некую фирму, предлагающую всем желающим уникальную услугу - детальное воссоздание любого дня из прошлого, и отправляется в то время, когда он познакомился со своей будущей супругой.

Еще одно отличие от «Вечного сияния...» - по жанру это комедия. В главных ролях целая россыпь французских звезд от Даниэля Отея до легендарной Фанни Ардан. Судя по отзывам, лента удалась и, скорее всего, будет в числе главных претендентов на премию «Сезар» за 2019 год.

«Фабрика грез» - о той же прекрасной эпохе, но уже на немецкий лад. «Немецкий лад» - это так называемая остальгия - ностальгия по жизни в ГДР, обуявшая сейчас, как ни странно, даже западную Германию. Скажем, Мартин Шрайер, сценарист и режиссер ленты, хотя и родился во времена разделенной Германии, в ГДР не прожил ни дня.

«Фабрика грез» (12+).

Действие фильма происходит в 1961 году, на фоне Берлинского кризиса, установки стены между западным и восточным секторами Берлина и ощущавшейся всеми в Европе ненулевой угрозой третьей мировой войны. Впрочем, все это фон, а основная сюжетная линия - любовь. Как простой внештатный сотрудник студии ДЕФА задумал помириться и воссоединиться со своей французской подружкой, пробив съемку фильма с ней в главной роли.

Новинки отечественного кино - биографическая драма «Лев Яшин. Вратарь моей мечты» (6+) и фильм ужасов «Тварь» (16+).

Василий Чигинский, режиссер ленты о Льве Яшине, известен прежде всего как специалист по военному и военно-историческому кино разного уровня («Первый после Бога», 16+, «Зеркальные войны: отражение первое», 16+, телесериал «Морской патруль», 16+, и так далее). Заранее трудно сказать, насколько получилось кино про Яшина, но два подозрительных момента рождают сильный скепсис. Первый - рейтинг «6+», хотя советский футбол эпохи Яшина (чему доказательством - жизнь Эдуарда Стрельцова) - это отнюдь не «6+». Второе - упоминание в рассказе о съемках, что большую часть подготовительного периода заняло переписывание сценария под руководством вдовы Яшина. А ведь мировой кинематографический опыт: лучшие фильмы-биографии всегда снимались без оглядки на родственников главных героев. Это и немудрено - если жизнеописание делается многоцветным, оно так или иначе касается тех моментов, которые близкие предпочитают забыть.

«Тварь» (16+).

Что же касается «Твари», то это фильм чисто на любителя, и не только из-за его жанра. Сюжет заезжен до невозможности: семья, у которой произошло горе - исчез ребенок, спустя несколько лет берет под опеку другого ребенка, надеясь, что это поможет пережить потерю, но с каждым днем этот мальчик все больше и больше напоминает их собственного пропавшего сына. Полвека назад это называлось «Омен» (18+).

Автор сценария - небезызвестная Анна Старобинец («Страна хороших деточек», 0+), культовый автор в среде любителей литературы ужасов, режиссер - дебютантка Ольга Городецкая, так что самое интересное здесь - не что, а как: попытка свежей интерпретации в стиле так называемого женского кино. Если судить по актерскому составу - попытка многообещающая, с Еленой Лядовой, Владимиром Вдовиченковым, Евгением Цыгановым и даже Константином Мурзенко (широким массам этот сценарист известен как Фашист из «Брата-2», 16+). Правда, если вспоминать другие примеры «женского стиля», успеха это не гарантирует.