Что такое «кино к дате», думаю, разъяснять не надо. К какой дате, думаю, тоже - как и то, какая война имеется в виду, если говорят просто о войне. Таких фильмов на этой неделе два. Нужно, правда, отметить, что для обоих дата премьеры, близкая к 9 Мая, образовалась в известной степени случайно.

Так, по словам ее режиссера и продюсера Федора Попова, картина «Коридор бессмертия» первоначально была запланирована на январь. Потом ее пришлось сдвинуть на конец апреля - начало мая, а потом, чтобы не попасть под каток «Мстителей» (16+), еще на неделю. Так и образовалась дата 9 мая. Хотя фильм действительно о войне - о том, как после прорыва блокады в начале 1943-го через образовавшуюся узкую горловину построили железную дорогу, и по ней, по находившемуся под постоянным огнем врага «коридору смерти», проводили поезда.

Несколько высокопарное название у ленты (вспомним любую художественную классику на военную тему - как правило, она именуется гораздо проще) получилось случайно. В 2006 году по сценарию петербургского журналиста Дмитрия Каралиса об этих событиях сняли документальный фильм «Коридором бессмертия». Когда появилась идея снять уже художественное кино, естественно, за основу взяли сценарий «документалки», а вместе с ним и название.

Нужно отметить, что не только события, но и герои «Коридора бессмертия», включая главную, - ленинградскую школьницу Машу Яблочкину, ставшую машинистом одного из поездов, курсировавших по «коридору», люди вполне реальные. Фильм старались снимать максимально приближенно к фактам, одним из консультантов был соавтор «Блокадной книги» Даниил Гранин. Учитывая же неплохое режиссерское («4 таксиста и собака», 12+) и продюсерское («Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», 18+) прошлое Федора Попова, на крепкий средний уровень «Коридора бессмертия» можно вполне надеяться.

Что же касается другой военной ленты, «Война Анны» (12+), то ее качество вполне однозначно - это современная классика. И режиссер ее, Алексей Федорченко, тоже современный классик. А как иначе назвать человека, который в одиночку изобрел целый жанр - mockumentary («Первые на Луне», 12+)?

История, легшая в основу этой картины, при всей ее фантастичности, вполне реальная - о девочке, семью которой расстреляли немцы, и которая два года пряталась внутри неработающего камина местной военной комендатуры. «Война Анны» - фильм о войне за выживание, но не только. Это фильм еще и о том, как героиня в таких невероятно тяжелых условиях смогла не только выжить, но и остаться человеком.

«Война Анны» с огромным успехом прошла на крупных европейских фестивалях, почти с каждого увозя тот или иной приз. Поэтому, когда на прошлогоднем «Кинотавре» картину наградили всего лишь почетным дипломом, Федорченко воспринял это как скрытый плевок в свой адрес и «Войну Анны» прокатывать в России отказался. Потом, правда, «Никой» и «Золотым орлом» отметили и его фильм, и его самого. Режиссер сменил гнев на милость, и «Война Анны», снятая еще в 2018 году, вышла-таки в отечественный прокат.

Еще два премьерных военных фильма недели посвящены уже другим войнам.

Скандальную известность заслужила картина Павла Лунгина («Царь», 18+) о войне в Афганистане «Братство», причем не из-за ее реального содержания (картину пока еще мало кто видел даже в кинематографической среде), а из-за реакции на нее некоторых ветеранов-афганцев из числа членов Совета Федерации, для которых организовали специальный предпремьерный показ.

«Братство» (16+).

Впрочем, учитывая, что консультантом и фактическим соавтором сценария был экс-глава ФСБ Николай Ковалев (тоже ветеран Афгана, он умер незадолго до премьеры), в достоверности показанных событий сомневаться нет причин.

Другой вопрос - насколько хорошо реконструирована эпоха. С одной стороны, самые масштабные вампуки здесь - дело рук именно российских постановщиков (достаточно вспомнить едва ли не любой наш исторический телесериал). С другой, конкретно Лунгин в этом пока замечен не был. Так что скорее всего, здесь дело не в ляпах при показе исторических событий, а в их категоричной авторской оценке, с которой согласны далеко не все.

Австралийская лента «Отель Мумбаи: противостояние» (18+), как и все остальные военные фильмы недели, также основана на реальных фактах: им стала история спасения персоналом гостиницы «Мумбай» в 2008 году ее гостей во время трехдневного сражения на улицах одноименного индийского города с проникшими туда бандами террористов. Снимали «Отель Мумбаи…» на независимом финансировании, поэтому, несмотря на актуальность тематики, прекрасный актерский ансамбль (Арни Хаммер, Джейсон Айзекс, Дев Патель) и высокие оценки критиков и зрителей (7,8/10 на www.imdb.com), картина везде шла только в ограниченном прокате.

Теперь от военных новинок перейдем к новинкам невоенным. «Отпетые мошенницы» - это старые добрые «Отпетые мошенники», только с перламутровыми пуговицами - женскими персонажами.

«Отпетые мошенницы» (16+).

Учитывая то, какую мерзость творят сегодня в Голливуде, переделывая «на женский манер» собственную классику (а для переделки специально наняли специалиста в этой области Жаклин Шеффер), в приемлемое качество ленты верится с трудом. Хотя, объективно говоря, все остальные составляющие - актеры (Энн Хатауэй, Ребел Уилсон, Тим Блейк Нельсон) и режиссер Крис Эддисон (создатель популярных сериалов «Гуща событий» (18+) и «Вице-президент», 16+) - в «Отпетых мошенницах» вполне на уровне.

Бельгийский полухоррор-полутриллер «Играй или умри» - экранизация романа «Головоломка» популярнейшего во Франции писателя детективного жанра Франка Тиллье о некоем подпольном квесте «Паранойя», в котором волею случая принял участие главный герой.

«Играй или умри» (16+).

Картина снята режиссером-дебютантом Жаком Клюгером, актеры в ней - мало кому известные (каждый с хорошей фильмографией, но везде на втором плане или в эпизоде), а учитывая сюжетное сходство с классическими «Кубом» (16+) и «Игрой» (16+), отношение к фильму зависит от того, как вы относитесь к творчеству Тиллье.

И, наконец, фильм - детям: французская анимационная лента «Маугли дикой планеты».

«Маугли дикой планеты» (6+).

Создатели ленты Эрик Тости и Давид Ало известны у нас лишь по мультсериалу «Отряд джунглей спешит на помощь» (6+). Но большой плюс картины в том, что по жанру это фантастика: как тут не вспомнить легендарных «Властелинов времени» (0+) Рене Лалу! А если учесть, что и сценарий «Маугли…» о мальчике, оказавшемся почти в полном одиночестве на безлюдной планете, сильно напоминает «Властелинов…», к картине относишься с повышенным энтузиазмом.