31.08.2017 / Киноафиша

Криминальные вечера Диканьки,

или Следствие ведет Николай Васильевич

«Гоголь: начало»

Знаменитый создатель «Трех мушкетеров» Александр Дюма говорил: «История - это гвоздь, на который я вешаю свою картину». Однако, несмотря на весь несомненный фактологический анархизм великого исторического романиста, его книги исключительно точны именно как портрет эпохи. Д’Артаньян мог никогда не ездить к Бэкингему за подвесками королевы, но мог быть замешан в какой-нибудь другой, столь же головокружительной интриге, причем вел бы себя именно так, как описывал в своих романах Александр Дюма.

Тем не менее кое-кто кое-где у нас порой уроков французского писателя воспринимать не хочет или просто не может. Итогом этой клинической необучаемости, видимо, и стало появление исторического(?) детектива «Гоголь: начало», премьера которого состоится на этой неделе.

В достоверности фильма заставляет усомниться синопсис, где читаем: «Вместе со своим начальником, блестящим столичным следователем Яковом Гуро, начинающий писатель приезжает на Полтавщину…». Наверное, когда в школе изучался Пушкин, будущие создатели этой картины сладко спали на последней парте, иначе бы они запомнили такое выражение, как «Видок Фиглярин».

Исторически Видок как раз и есть пример современного Гоголю «блестящего следователя»: однако отношение к нему в пушкинском кругу, к которому принадлежал и Гоголь, было вполне недвусмысленным. К шефу жандармов Бенкендорфу, что тоже знают все, не спавшие в школе на литературе на последней парте, относились не лучше. «Блестящих следователей» в русской (и мировой) литературе тогда не было именно потому, что тогда их не было в реальном обществе: уж на что Достоевский был благожелателен к своему Порфирию Петровичу, да и тот у него получился пренеприятнейшей персоной.

Таким образом, исторически «Гоголь: начало» даже не художественная выдумка, а чистой воды трэш: происходившего в фильме не было не потому, что не было, а поскольку не могло быть никогда. Тем не менее скоропостижно сдавать эту ленту в утиль я бы не спешил. Ведь режиссер у фильма отнюдь не бесталанный - Егор Баранов, запомнившийся по «Соловью-разбойнику» и «Иерею-сану». Конечно, современная русская действительность у Баранова выглядит чересчур сказочной и неправдоподобной - ну так и сценарий у «Гоголя…» тоже сказочен и неправдоподобен. Тот случай, когда минус на минус дает плюс: если реальность «Гоголя: начала» воспринимать как некий параллельный мир, русское народное фэнтези, эта лента вполне может прийтись по душе. Тем более что персонажи здесь самые что ни на есть гоголевские - от кузнеца Вакулы и Хомы Брута до Басаврюка. В роли Гоголя (Хлестакова, прикинувшегося Гоголем?) Александр Петров («Полицейский с Рублевки»), Якова Гуро играет Олег Меньшиков.

Некоторые из создателей «Гоголя…» отметились еще одной киноновинкой, лирической комедией «Про любовь: только для взрослых». Это - решенное как киноальманах продолжение «Про любовь» Анны Меликян, которое она же и спродюсировала.

«Про любовь: только для взрослых»

Что такое «Про любовь-2»? Представьте себе любую отечественную кинотусовку: вполне подойдет какой-нибудь фестиваль, скажем, «Кинотавр». Далее, что, если всех там возьмут в заложники и заставят вместо выкупа снять фильм? «Про любовь: только для взрослых» - то, что у них получилось бы.

Семь режиссеров (во главе с самой Меликян, в число которых каким-то ветром занесло создателя, на мой взгляд, худшего российского фильма всех времен Павла Руминова («Дизлайк»), интернациональная толпа звезд, играющих не столько героев ленты, сколько самих себя (Джон Малкович, Федор Бондарчук, Юрий Колокольников, Гоша Куценко, Ингеборга Дапкунайте, Равшана Куркова, Александр Паль), - это никакая не «команда проекта» и не «актерский ансамбль», а чистой воды случайная выборка.

 «Тайны 7 сестер»

Редкая норвежская птица способна долететь до Голливуда, однако именно таким суперменом и оказался Томми Виркола, прославившийся дилогией «Операция «Мертвый снег». Его новая картина «Тайна 7 сестер» - самый настоящий Голливуд, фантастика со спецэффектами и бюджетом, которого хватило на Гленн Клоуз, Уиллема Дефо и Нуми Рапас. На этот раз Виркола решил снять не фильм ужасов, а что-то вроде антиутопии, о мире, в котором рождаемость сверх нормы преследуется по закону и в котором в одной из семей тайно воспитывается семь сестер-близнецов. Здравый смысл у сценаристов «Тайны 7 сестер», похоже, при работе над драматургией совершенно не включался, поэтому зрителю тоже не стоит задаваться вопросом, как герои умудрились скрыть факт рождения семерых близнецов, - нужно просто следить за интригой и ее режиссерской аранжировкой, по-пушкински бессмысленными и беспощадными.

 «Вышибала: эпический замес»

Бессмысленность и беспощадность вполне применимы и к канадской ленте «Вышибала: эпический замес», причем это - описание ее главных достоинств. Картина - продолжение спортивной полудрамы-полукомедии «Вышибала», главным героем которой был тафгай, штатный драчун профессионального хоккея. Тафгая на удивление удачно сыграл Шон Уильям Скотт (Стифлер из «Американского пирога»), его антагониста, тафгая соперников, Лив Шрайбер. Эта же парочка будет на центральных ролях и в продолжении, по фабуле они помирятся и чуть ли не станут друзьями. По мнению критиков, продолжение получилось хотя и хуже оригинала, но в целом - приличного качества. В ролях-камео в ленте снялись настоящие канадские профессионалы клюшки, так что к бессмысленности и беспощадности добавляем еще один плюс - достоверность.

 «Квест»

Очередная попытка придумать что-нибудь в стиле «Пилы» (которая, в свою очередь, была вариацией на тему «Куба») - американский фильм ужасов «Квест». Действие происходит в квеструме (на детективном сленге, в запертой комнате), где собрались позабавиться любители острых ощущений… и маньяк-убийца, затеявший с местными посетителями свою игру. Любопытно, что в России «Квест» идет в рамках мировых предпремьерных показов - премьера в США состоится в конце сентября. Сам по себе этот фильм - типичная малобюджетная постановка в жанре хоррора: шедевра ждать не стоит, но любителям жанра, скорее всего, понравится.

«Банда котиков»

И в заключение - анимационная лента «Банда котиков», мексиканская попытка сделать что-нибудь для мирового кинорынка. Мексиканского в «Банде котиков» - режиссер Андрес Кутерье и деньги, все остальное - американское: местом действия является Нью-Йорк, где соперничают две банды, «хорошая» - те самые котики, и «плохая» - некоего мистера Кроко. Формально это чисто детский мультфильм (прокатный рейтинг США - без возрастных ограничений) и именно в таком качестве и будет восприниматься в мире, хотя в самой Мексике, в которой уже много лет идет гражданская война между наркокартелями, наверняка «Банду котиков» воспримут совсем по-другому - как ложь и одновременно толстый намек на некие преступные синдикаты. Какие - кто знает? Может, во избежание таких вопросов «Банду котиков» и сняли в США.

Опубликовано: Мурманский вестник от 31.08.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
67,180776,720479,533073,2334
Афиша недели
По следам Роу и Электроника
Гороскоп на сегодня