13.04.2017 / Киноафиша

Курс на аттракцион

«Жена смотрителя зоопарка».

Кино - не театр. Эта прописная истина, казалось бы, не требующая доказательств, тем не менее до сих пор непонятна очень многим людям, причем не только простым зрителям, но даже и профессионалам. Я имею в виду не одних лишь кинокритиков.

Обратите внимание, как часто в отечественном кино актеры говорят на повышенных тонах там, где могли бы разговаривать нормально. Кто-то ворчит, мол, «переигрывают». На самом же деле - просто играют как в театре, где, как известно, актеру нужно разговаривать громко, чтобы было слышно в последнем ряду, и к тому же специально выделять тоном голоса наиболее важные реплики.

Мне могут возразить, что наставить актера на путь истинный - задача режиссеров, но… те учились в тех же вузах, что и актеры: отменная театральная подготовка, считающаяся главным плюсом отечественной исполнительской школы, имеет и теневые стороны.

В то же время еще Эйзенштейн говорил о фильме как о «монтаже аттракционов». Поскольку критерием истины является практика, не будем ограничиваться одной лишь цитатой, а обратимся к конкретному доказательству - многострадальному «Форсажу-8», который после эпической борьбы с Минкультом, не хотевшем выдавать ему прокатного удостоверения в канун Дня космонавтики, все-таки вырвался на российские экраны.

Итак, о чем фильм? Дежурный вопрос, идущий еще с театральных времен… Да ни о чем! Естественно, формальный сценарий и сюжет у восьмого «Форсажа» есть, но это все для проформы. Главная злодейка - королева киберпреступности по прозвищу Сайфер (явно заимствованному у злодея из «Матрицы»), которую играет Шарлиз Терон.

 «Форсаж-8».

Вдумайтесь в эти слова: Шарлиз Терон - королева киберпреступности. Явный идиотизм - вне всякого сомнения: Станиславский после этого говорил бы лишь свое «не верю», как щедринский Органчик, до скончания веков. Однако мы же будем смотреть «Форсаж-8» не для того, чтобы лицезреть изысканное вживание в роль, не так ли? Конечно!

Зрителю здесь, как и в предыдущих «Форсажах», важен тот самый эйзенштейновский аттракцион, и аттракционов здесь предостаточно. Впервые в истории американского кино после 1959 года одной из локаций станет Гавана, на улицах которой плохие будут гнаться за хорошими (или хорошие за плохими - это неважно) на крутых тачках в самом головокружительном стиле. Но Гавана - так, семечки. А как вам погоня по льдам наперегонки с атомной подводной лодкой? Это в фильме тоже будет. Ну или гонка на машине (естественно, новейшей модели!), преследуемой самонаводящейся ракетой? Само собой, правдоподобие здесь и не ночевало. Но кого интересует правдоподобие, когда речь об аттракционе?

Мы начали разбор с актерской игры, и, как ни странно, она здесь тоже есть. Правда, особого рода, типичная именно для кино. В театре тоже бывает, что зритель идет «на актера»: скажем, романтическая молодежь позапрошлого века валом валила «на Мочалова», независимо от того, где и что он играл. Но все-таки там всегда есть ожидание исполнительского мастерства в классическом стиле.

В «Форсаже-8» актеры играют на клише, на той сумме типичных приемов, по которым их знает и любит зритель. И потому, когда мы говорим о героине «Форсажа-8», сыгранной Шарлиз Терон, в первую очередь мы имеем в виду саму Шарлиз Терон и ее образ, сложившийся у массового зрителя.

Вообще же актерский ансамбль гораздо более обширен, включая как старожилов франшизы, так и новичков: Вин Дизель, Дуэйн Джонсон, Мишель Родригес, Джейсон Стэтхем, Тайрес Гибсон, Лудакрис плюс, по новейшей голливудской моде, два ветерана - Курт Рассел и Хелен Миррен, плюс стремительно входящий в моду за свою невероятную киногеничность Скотт Иствуд. Режиссер всего этого луна-парка - Феликс Гэри Грей, небесталанный ремесленник, известный не только по боевикам, но и по драматическим картинам («Переговорщик», «Голос улиц»).

Как написал один из критиков: «Форсаж-8» выводит нелепость франшизы на новый уровень» - ну да, как и все предыдущие «Форсажи». Между прочим, для автора высказывания это было не порицание, а комплимент.

Но что делать тем, кто в кино ценит прежде всего классический стиль? Для них - «Жена смотрителя зоопарка». Фильм поставлен по реальным фактам и рассказывает о жизни и подвиге Антонины Жабинской, жене смотрителя зоопарка Варшавы, которая вместе с мужем во время нацистской оккупации сумела спасти от истребления несколько сот евреев. Здесь как раз все по правилам - есть и хороший сценарий, и актерская игра - в главной роли Джессика Честейн, и вполне качественная режиссура новозеландки Ники Каро, популярной фигуры «независимого кино» (на родине, кстати, награжденной Орденом Заслуг за вклад в культуру страны).

Единственная, но достаточно серьезная проблема ленты, о которой говорят все критики без исключения, - акценты. «Я прониклась уникальностью этой одновременно неординарной, очень домашней и очень женственной истории» - сказала Каро про сюжет «Жены…». Однако жизнь Варшавы во время Второй мировой была отнюдь не домашней и не женственной. Двадцатидневная оборона города от немецких войск при бежавшем правительстве в 1939-м; трагическая история варшавского гетто, завершившаяся ярчайшим проявлением человеческого мужества в безнадежной ситуации - восстанием 1943-го; наконец, знаменитое Варшавское восстание 1944-го (непосредственным участником которого был муж Антонины Жабинской) - все это заставляло даже благовоспитанных пани выказывать такие качества своего характера, которые были просто немыслимы для довоенной Польши.

Но у нас же «очень домашняя и очень женственная» картина. Иными словами, все в классическом стиле - раз фильм называется «Жена смотрителя зоопарка», то он и будет именно про жену смотрителя зоопарка, не больше и не меньше.

Ну и напоследок немного нелепости в стиле «Форсажа-8»: лента, действие которой целиком и полностью происходит в Варшаве, целиком и полностью снята в Праге. Умом, конечно, все понятно: Варшава в отличие от Праги была сильно разрушена во время войны, довоенных построек осталось не так много, к тому же в Чехии инфраструктура лучше и снимать дешевле, но все же… С другой стороны, это тоже черта классического стиля - мы же не удивляемся, когда в театре четырнадцатилетнюю Джульетту играет сорокалетняя прима, не так ли?

Опубликовано: Мурманский вестник от 13.04.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
59,140969,431474,715372,8929
Афиша недели
Старые сказки на новый лад
Гороскоп на сегодня