Перед тем как перейти к рассказу о новинках мурманского кинопроката, чуть-чуть отступлю от главной темы, попробую оценить результаты вручения «Оскара».

Если кратко, то я очень рад. «Большие боссы» ставили на «Джокера» (18+) и сделали все, чтобы главный «Оскар» получил именно этот фильм. В пику им Академия проголосовала за южнокорейских «Паразитов» (18+). Понятно, что в менее экстремальной ситуации «Паразитам» ничего бы не светило, кроме разве что «Оскара» за лучший иноязычный фильм, но на войне все средства хороши.

Для киноискусства это означает, что американская Академия остается его бастионом, а не безоговорочно капитулирует перед отделами маркетинга. Киноискусства, конечно, в понимании Академии. Но все­-таки, если выбирать между южнокорейским фильмом и кинокомиксом DC или «Марвел», лично я выберу первый.

Положение, в котором оказались голосовавшие, похоже на то, которое Стивен Кинг в своей знаменитой повести «Рита Хейуорт и побег из Шоушенка» сравнил с положением человека в самом центре шторма. «Джокеровского» шторма, которому они все­таки нашли силы противостоять.

Обычный зритель, как правило, находится на краю этого шторма, но и он способен ощутить его силу - например, с помощью старого доброго «Форреста Гампа» (12+).

«Форрест Гамп» (12+).

«Форрест Гамп» - очередная классическая лента повторного проката. Четверть века назад она была награждена «Оскаром» за лучший фильм. Решение это было отнюдь не бесспорным ни тогда, ни сейчас - ведь конкуренцию ему составляли «Криминальное чтиво» (18+), «Побег из Шоушенка» (16+), «Пули над Бродвеем» (16+) и «Король­Лев» (6+). Даже если вы его видели (наверняка на видео или ТВ), рекомендую посмотреть еще раз - чтобы ощутить, какие высокие требования выдвигались к таким картинам еще относительно недавно.

«Скандал» (18+)

Или другой вариант - судебная драма «Скандал» (18+). Она интересна и как пример среднего оскаровского номинанта (приз за лучший грим; кроме того, на «Оскар» как лучшие актрисы выдвигались Марго Робби и Шарлиз Терон), и как картина современных американских, а отчасти и голливудских нравов. Формально это «реальная история о борьбе с сексуальными домогательствами в медиагиганте «Фокс Ньюс», и формально здесь все взаправду. Однако то, что должно подаваться как центральное событие (то самое домогательство), здесь показывают в фоновом режиме, мимоходом, так что «Скандал» стоит посмотреть, обращая внимание не на героинь, а на главного антигероя - Роджера Айлза. И держа в уме, что в конце жизни он был тяжело болен гемофилией и что уволили его с выплатой многомиллионной компенсации. Другой вопрос, почему его таки уволили, хотя все обвинения были голословные?

Ну вот такая сейчас в США общественная и культурная жизнь - в формате океанского шторма. Которому любые вопросы задавать бессмысленно.

«Джентльмены» (18+)

Если отвлечься от суровой реальности в пользу старых добрых времен, то кроме «Форреста Гампа» у нас есть «Джентльмены» (18+). Лента, во-первых, современная, во-вторых, сделанная Гаем Ричи, и, в­третьих, снятая им как спин-офф своего легендарного дебюта «Карты, деньги, два ствола» (18+). Там нет общих героев, и драматургия различается, но локация общая, атмосфера общая - в общем, добро пожаловать в криминальный мир доброй старой Англии. Туда, где вежливость не исключает безжалостности. В отличие от дебюта, Ричи на этот раз взял исполнителей не с улицы и даже не только из Англии: компанию Хью Гранту и Чарли Ханнэму составляют Колин Фаррелл и Мэтью Макконахи. Рейтинги «Джентльменов» - такие как надо: R/18+ прокатный и 8,1/10 зрительский на www.imdb.com. Кстати, это выше, чем у любой его картины за последние двадцать лет.

«Лед-2» (6+)

Единственная отечественная новинка - «Лед-2» (6+). По сюжету она является прямым продолжением первоисточника, хотя сама история уже другая: в первом герои (Александр Петров и Аглая Тарасова, хоккеист Саша и фигуристка Надя) женихались, а здесь они уже в законном браке с законным ребенком, которого пытаются выращивать попутно с продолжением спортивной карьеры. В сценарии штамп на штампе штампом погоняет, но, учитывая рейтинг «6+» и режиссера Жору Крыжовникова (последние пять лет - штатного поставщика сериальных идей для ТНТ), это и не страшно.

«Цвет из иных миров» (16+) - новинка из фильмов ужасов. Причем, что нечасто бывает, во всех смыслах этого выражения. Главный герой уезжает из города на пастораль, чтобы начать новую жизнь… Главного героя играет Николас Кейдж! Почитайте о его карьере за последние двадцать лет - вся двусмысленность такого «актерского ансамбля» сразу станет ясна. Как и полагается в хорроре, тем более снятом по мотивам Говарда Филипса Лавкрафта, спокойной жизни не получается. Все начинается с того, что рядом с домом героя падает странный метеорит…

Двадцать лет назад Кейдж был почти великим актером. Но тем, кто пойдет на «Цвет из иных миров», рекомендую забыть о том Кейдже, лауреате «Оскара» и любимце Дэвида Линча. Не то чтобы здесь он играет плохо, наоборот, да и сам фильм в системных рейтингах качества выглядит неплохо, но от таких воспоминаний может оказаться слишком страшно.

«Капитан Саблезуб и волшебный бриллиант» (6+)

С урагана мы начали, ураганом и закончим. Анимационная лента «Капитан Саблезуб и волшебный бриллиант» (6+), правда, к стихийным бедствиям отношения не имеет, но к самой популярной норвежской детской медиафраншизе (фильмы, мультфильмы, сериалы, телепередачи, книги, комиксы и все что душе угодно) - да. Как ни странно, здесь нет ни одного викинга, но есть пират (тот самый Саблезуб), и есть мальчик, завладевший тем самым волшебным бриллиантом. У Стивенсона из такой завязки получился «Остров сокровищ», а здесь - очередной эпизод приключенческой франшизы.

Длящейся, между прочим, уже тридцать (!) лет.