Одно из наиболее обсуждаемых кинособытий прошлой недели - фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» (16+) и его выдвижение на «Оскар». В целом критики у нас встретили ленту кисло-сдержанно, хотя она, на мой взгляд, лучше ее складывающейся репутации. Но вот как с «Оскаром»? Будет ли приз Американской киноакадемии «За лучший иностранный фильм» русским?

Начнем с того, что «Дорогие товарищи!» только предложили Американской киноакадемии его выдвинуть - наш так называемый оскаровский комитет под руководством Владимира Меньшова это сделал. Картина была премирована на фестивалях в Венеции (самый американский из европейских) и в Чикаго (а это уже США). К тому же Андрей Кончаловский много лет проработал в Голливуде и там хорошо известен. Так что спортивные критерии выбора - вполне разумные.

А вот включит ли «Дорогих товарищей» Американская академия в окончательный список номинантов? И наградят ли?

Думаю, не произойдет ни того, ни другого. Как не произошло ни того, ни другого с более ранним фильмом того же Кончаловского «Дом дураков» (16+). У него тоже был приз в Венеции, и его также наш оскаровский комитет предложил для номинации на «Оскар».

Почему все будет так грустно? Потому что, на мой взгляд, «Оскар» за «Лучший иностранный фильм» - это награда не просто самому лучшему, но и самому актуальному фильму. Актуальному, с точки зрения Американской киноакадемии, для тамошнего зрителя.

Вспомним корейских «Паразитов» (18+), так ярко выстреливших в прошлом году, или японских «Магазинных воришек» (16+), в позапрошлом году «Оскара» не получивших, но в «шорт-лист» попавших. Эти картины о жизни бедноты в «обществе всеобщего процветания» оказались в итоге остроактуальными и для США с их бессмысленными и беспощадными городскими бунтами.

Ну а у нас… Кончаловский снимает фильм о массовых беспорядках в Новочеркасске в 1962 году. По идее, лента должна быть крайне актуальна и пройти на ура. Но при этом во всех интервью он прямо заявляет: «Это не политический фильм!» Ну а какой тогда?

Впрочем, Кончаловский это может. Вспомним две его картины, самые яркие в этом отношении.

1969 год - «Дворянское гнездо» (12+). Экранизация одноименной повести Тургенева в стиле «райская русская жизнь при крепостном праве».

«Дворянское гнездо» (12+).

Понятно, что фильм глубже, и, если тщательно всматриваться, можно понять, зачем в «Отцах и детях» Тургеневу понадобился Базаров, да еще как положительный герой. Однако концептуально «Дворянское гнездо» стало образцом для всех последующих советских картин о светлой дореволюционной жизни. Как сейчас говорят, «с хрустом французской булки».

1985 год - «Поезд-беглец» (16+).

«Поезд-беглец» (16+).

Суровый мужской триллер о побеге из тюрьмы на Аляске - на поезде, у которого сломался тормоз и который не остановить… Признанная классика фильмов о побегах. Картина выдвигалась на три премии «Оскар», в том числе за лучшую мужскую роль (Джон Войт).

Ностальгическая ретромелодрама - безжалостный экшен: и оба снял один и тот же режиссер Андрей Кончаловский! У которого после «Поезда­беглеца» - три камерные мелодрамы («Дуэт для солиста» (16+), «Стыдливые люди» (16+), «Гомер и Эдди», 16+)… и полицейский боевик «Танго и Кэш» (16+)!

На сериал «Бомба» (16+), прошедший на прошлой неделе, отзывы исключительно положительные.

«Бомба» (16+).

Правда, все они какие-то странные. Авторы говорят не о сериале, а об истории. Причем на информационном сайте, аффилированном с телеканалом, продюсировавшим сериал, даже написали, что на нем работали «эксперты и консультанты, сотрудничавшие с Берией и Курчатовым». И потому в нем все точно и не может быть никакой ошибки. Берию расстреляли в 1953 году, Курчатов умер в 1957 году, а сейчас на дворе 2020 год. Просто посчитайте.

Многообещающим по идее является еще один наш новый фильм - «Подольские курсанты» (12+).

«Подольские курсанты» (12+).

Тема его - подвиг курсантов военных училищ Подольска, брошенных в октябре 1941 года навстречу немецким танковым дивизиям. Говорят о нем (как и о «Бомбе») только хорошо, но опять-таки либо как об исторической хронике, либо как о патриотическом высказывании. И каждый второй рефреном - в СССР это все замалчивалось.

Между тем в СССР было такое явление, как «лейтенантская проза». Ярким ее представителем был Константин Воробьев - автор повести «Убиты под Москвой», именно о курсантах октября 1941 года. Которая в СССР издавалась и переиздавалась и экранизировалась дважды:

1983 год - «Экзамен на бессмертие» (16+) Алексея Салтыкова («Председатель» (12+), «Друг мой, Колька!», 0+);

1990 год - «Это мы, господи!» (0+) Александра Итыгилова.

Оба фильма - не шедевры: просто крепкие советские постановки. К тому же несколько старомодные по манере режиссуры, операторской работы и актерской игры. Зато снятые искренне. Уже по отдельным микросценам (скажем, клочки униформы, разносимые ветром) ясно, что перед нами - реальная война, пусть и в художественных образах. А не игра в войнушку.

У автора этих строк случилась любопытная маленькая дискуссия с автором одной такой положительной рецензии на «Подольских курсантов» как о фильме исторически и патриотически правильном. Когда я спросил его об «Убиты под Москвой», оказалось, что он ее не читал в принципе (цитирую: «устаревший советский худлит») и экранизации тоже не смотрел.

И напоследок - о самой неожиданной новинке: английском сериале «Искатели правды» (16+).

 «Искатели правды» (16+).

Снят он культовой командой британских комиков, до того создавших «Зомби по имени Шон» (16+), «Типа крутые легавые» (16+), «Армагеддец» (18+). И Саймон Пегг есть, и Ник Фрост, плюс Малколм Макдауэлл (легендарная звезда «Заводного апельсина», 18+) во всю мощь отжигает в роли второго плана.

По сюжету это - британские «Секретные материалы» (16+) (где тайны раскрывают не агенты ФБР, а электрики местного интернет-провайдера), а по стилистике - чистой воды Николай Васильевич Гоголь. Самый натуральный «Вий» (12+), с шутками, иронией, забавными героями - и реальными ужасами.

Так что для полного удовольствия от «Искателей правды» сначала рекомендую освежить в памяти старого доброго советского «Вия» 1967 года. Ну да, он без компьютерной графики - зато нечисть там отнюдь не нарисованная.