12.10.2017 / Киноафиша

Российская космическая одиссея

«Салют-7» (12+).

Как ни странно, но в СССР фильмов о космосе почти не снимали, за исключением разве что телевизионной ленты «Укрощение огня» о генеральном конструкторе Башкирцеве, за которым легко угадывался Королев. Фантастику - да, снимали (на память приходят «Звездные инспекторы»), а вот художественные фильмы о реальных полетах во внеземелье - почему-то нет. Недостаток технологии? Секретность? Не знаю.
Впрочем, у американцев такая же история: если не считать «Ребят что надо!» (их «Укрощение огня», вышедшее почти в те же годы), то «Аполло 13» о неудачном полете к Луне появился лишь в 1995 году, через четверть века после самого полета, и долгое время оставался одинокой вершиной - «Гравитация» вышла на экраны только через 18 лет.
Таким образом, сейчас мы в определенной степени наблюдаем зарождение жанра - по аналогии с известной книгой Бориса Горбатова его можно назвать «обыкновенный космос». В прошлый раз, на «Времени первых», в этом жанре попробовал свои силы Тимур Бекмамбетов, спродюсировав «Время первых», теперь в бой идет тяжелая артиллерия: выходящий на экраны «Салют-7» был снят при продюсерской поддержке Сергея Сельянова, главного специалиста по российскому независимому кино еще со времен «Брата».
Как и «Время первых», «Салют-7» - это реальная история: полет космонавтов Джанибекова и Савиных в 1985 году к внезапно прекратившей работу станции на околоземной орбите. Им здесь, правда, присвоили другие фамилии, слегка поменяли биографию, добавили колоритных эпизодов, с ними не случавшихся, но бывших с другими космонавтами или вообще не бывших, но могших произойти… так что это отчасти еще и русская «Гравитация».
К вопросу о визуальных эффектах создатели ленты подошли со всей серьезностью. Первыми это ощутили актеры, испытавшие на себе, как и все будущие космонавты, настоящую невесомость в специальном тренировочном самолете. Выбора не было: для съемок сцен в невесомости (проводившихся при земном притяжении) от актеров требовалась соответствующая пластика движений, которую без опыта не приобрести. Том Хэнкс, проходивший такую тренировку при подготовке к «Аполло 13», рассказывал, что в НАСА подобный самолет зовут «б...вотник» - можете себе представить, как его называют неофициально в «Роскосмосе».
Как в гонконгских боевиках, на съемки пригласили двух операторов. Один, Иван Бурлаков (начинавший карьеру вместе с Юрием Быковым, но известный преимущественно по телесериалам), работал на обычных, земных сценах, второй, Сергей Астахов (когда-то постоянный оператор Алексея Балабанова), - на космических, выполняя заодно обязанности «инженера технологии съемок», то есть фактически постановщика визуальных эффектов (в Гонконге такой человек обычно режиссирует экшн-сцены). Добавим к этому техническую поддержку со стороны российского космического ведомства, и мы поймем, на какой результат замахнулись создатели «Салюта-7».
Актерский состав тоже очень хорош: Владимир Вдовиченков, Павел Деревянко, Оксана Фандера, Мария Миронова. Единственный минус - режиссер: для Клима Шипенко это не первая картина, но на столь масштабных лентах он ранее не работал, и вообще особых творческих достижений за ним пока не наблюдается. Похоже, что Сельянов повторил распространенную ошибку отечественных продюсеров - «если есть финансы, фильм может снять кто попало» - и взял кого попало. Или он разглядел в Климе Шипенко неведомые дремлющие таланты?


Другая отечественная картина, выходящая в широкий прокат параллельно с «Салютом-7», в этом отношении гораздо интереснее. Это «Аритмия» Бориса Хлебникова («Долгая счастливая жизнь»), фильм о жизни врачей скорой, премированный на «Кинотавре», в Карловых Варах и единодушно отмеченный всеми кинокритиками страны. Александр Яценко, сыгравший в «Аритмии» главную роль, был награжден за нее целым ворохом всевозможных профессиональных призов, так что, вполне вероятно, перед нами - очередная современная киноклассика… которую, как и «Салют-7», тоже спродюсировал Сергей Сельянов. В голову даже приходит мысль: а вот что если бы он совершил «рокировочку» и перебросил Хлебникова на «Салют-7», а Шипенко отправил снимать «Аритмию»?


На фоне двух российских картин их иностранные конкуренты выглядят довольно бледно. «Сделано в Америке» был бы очень хорошим приключенческим фильмов, если бы за ним чуть ли не физически не чувствовалась растерянность Тома Круза перед надвигающейся старостью и сопутствующей этому процессу утратой популярности. Как будто Том, играя бесшабашного авантюриста Барри Сила, мысленно кричит во всю глотку: «Стойте, почему не идете в кино, почему вы не смотрите мои фильмы! Ведь это я, Том Круз!» - а новое поколение зрителей словно его не слышит.
Ну а так лента неплохая - на реальных фактах о реальном человеке, занимавшемся в 1980-е контрабандой всего, что только можно, в максимально крупных размерах, для всех, кто платит большие деньги, невзирая на риск и закон. Режиссер - Даг Лаймен. Критики «Сделано в Америке» хвалят - посмотрим, как отнесутся зрители.
«Заклятие. Наши дни» - традиционный хоррор для любителей жанра, которых в России не очень много, но которые стойко посещают все выходящие на экраны «страшные» новинки. Для них «Заклятие…» - в самый раз: картина про изгнание дьявола, снято не просто на натуре, а там, где и происходит действие - в Румынии, в сюжет добавлена щекочущая нервы амбивалентность (поначалу неясно, то ли дьявола изгоняли на самом деле, то ли у изгоняющих просто «поехала крыша» от чрезмерных умерщвлений плоти). Режиссер - Кристоф Жанс, ранее снимавший боевики («Хитмэн»), но теперь переключившийся на ужасы, по сценарию Чада и Кэри Хейсов («Ворон», «Заклятие», «Дом восковых фигур»). То есть для любителей жанра, как видим, здесь все есть, хотя всем остальным лента, наверное, придется не по вкусу.


Ну и специально для самых маленьких - мультфильм «My Little Pony в кино». У нас ему почему-то поставили рейтинг «6+», хотя стоило бы, если уж ставить ограничения, сделать наоборот и снабдить ленту указателем «+6». Герои мультфильма взяты из серии игрушек фирмы Hasbro, предназначенных для девочек дошкольного возраста, на эту тему уже был снят популярный телевизионный мультсериал, сейчас его создатели переключились на кино (и это не первая их кинолента!).
Фанатам My Little Pony рассказы о приключениях в сказочной стране, населенной пони, очень нравятся, и они постоянно ставят им максимальные оценки. Остальные же, посмотрев «My Little Pony в кино», могут вновь почувствовать себя в раннем-раннем детстве.

Опубликовано: Мурманский вестник от 12.10.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,511867,892772,079970,4646
Афиша недели
Конец света на любой вкус
Гороскоп на сегодня