17.08.2017 / Киноафиша

Старые сказки на новый лад

«Бабушка легкого поведения»

На всех ресурсах, посвященных российскому кинематографу, обязательно найдется такое сопоставление: с одной стороны - некое абстрактное советское кино в качестве недостижимого образца идеального стиля, с другой - какой-то вполне конкретный наш фильм, воспринимаемый как типовой образец современного отечественного кинематографа. Так сравнивать, на мой взгляд, все равно что говорить о русской литературной классике XIX века как о недостижимой вершине, после которой - сплошной прах и тлен, и в качестве аргумента приводить бестселлеры Дарьи Донцовой.

На самом деле, далеко не все, снятое в СССР, было так уж превосходно, - просто плохие советские фильмы, в отличие от классики, мы редко видим по телевизору. К тому же в Советском Союзе на кино выделялись колоссальные средства, особенно если делать подсчет не по формальной сумме в рублях, а по фактической стоимости самых грандиозных кинопроектов, среди которых бондарчуковская «Война и мир» высится как недостижимый 350-миллионодолларовый Эверест. Тем не менее такие абсолютно некорректные противопоставления мы встречаем регулярно, наряду с поисками стрелочника в лице то ли современных российских властей, то ли самих киношников.

Конечно, трудно удержаться от того, чтобы не задать классический вопрос: «Кто виноват?». Однако нужно иметь в виду, что ответ на такой вопрос может показаться не по вкусу самому задающему. В качестве примера возьмем комедию Марюса Вайсберга «Бабушка легкого поведения», как раз на этой неделе выходящую в широкий прокат.

В этой ленте идеально все. Название, как будто бы заимствованное у видеоролика, просмотренного создателями ленты на каком-то специфическом xxx-сайте. Сюжетная идея, позаимствованная у американского комедийного киносериала «Дом большой мамочки» (сами создатели это отрицают). Соответствующий актерский ансамбль - в «Доме большой мамочки» жег напалмом стендап-комик Мартин Лоуренс, здесь сводит с ума фанатов Станиславского резидент «Комеди клаба» Александр Ревва, а чтобы мало не показалось, главную женскую роль исполняет великая актриса и певица Наталья Ионова (которая Глюкоза). Ну и режиссер Марюс Вайсберг, знакомый нам и любимый нами за бессмертную историко-приключенческую ленту «Ржевский против Наполеона». Кавычки так и хочется поставить почти к каждому эпитету, не правда ли?

Так вот, этот шедевр был представлен на недавно закончившемся очередном Выборгском кинофестивале «Окно в Европу» и получил там… первый приз зрительских симпатий! Кстати, полуприличное название - тоже плод зрительского гения: на одном из фестивалей продюсеры показали рекламный ролик своего пока еще безымянного фильма, попросили помощи у зрителей, и те рады были насоветовать. Это только у Пушкина «народ безмолвствует», на самом же деле он поговорить любит!

Любопытно, что аналогичные поиски «врагов кинематографического искусства» ныне вошли в моду и за океаном. В Голливуде, как правило, занимаются этим местные продюсеры, которым надо хоть как-то оправдать уходящие в трубу бюджеты. Далеко в своих поисках они не уходят - это всё журналисты виноваты!

Американская практичность заметна и здесь - сказав «а» (найдя виноватого), тут же говорят и «б»: а давайте запретим писать отклики на фильмы (не отрицательные, а вообще любые) и заодно закроем сайт-агрегатор рецензий. Пример - другая киноновинка, анимационная картина «Эмоджи фильм».

 «Эмоджи фильм»

По сценарию - тот же «Зверополис», только вместо зверей героями стали… смайлики! На imdb у «Эмоджи фильма» просто-таки феерический зрительский рейтинг - 1,7/10, кассовые сборы - соответствующие. Ну и как вы думаете, кого винят продюсеры в провале? Кинокритиков - мол, мы сняли отличный детский полнометражный мультфильм с детским сюжетом, детским юмором (и детским интеллектом), а эти яйцеголовые пришли и все опошлили. В общем, хотите знать, какой прекрасный фильм сняли в Голливуде, - обращайтесь к его рекламе: весь мир знает, что голливудские маркетологи никогда не врут!

Помимо этих двух картин, могущих служить примерами для сравнительного анализа стратегий поисков крайнего, используемых в России и США для оправдания собственных неудач, на этой неделе нас ждет встреча еще с двумя киноновинками - «Над глубиной. Хроники выживания» и «Телохранитель киллера». Любопытно, но и эти две картины хочется поставить вместе - в качестве образца того, как в мире делают фильмы, которые весь мир и смотрит.

 «Над глубиной. Хроники выживания»

«Над глубиной. Хроники выживания» - псевдодокументальная австралийская лента. Ее создатели не стали изобретать велосипед, а просто-напросто взяли «Ведьму из Блэр» и сняли свою ленту практически по ее образу и подобию. Подошли к этому они, однако, творчески: ведьму, таинственный лес и прочую мистику выкинули, а вместо нее поместили акул и Тихий океан (Австралия!). Все остальное, включая титры о случайно найденной пленке, запечатлевшей мучения потерпевших кораблекрушение, от начала до конца - точь-в-точь как в «Ведьме…». Параллели продолжаются и в том, что среди потрудившихся «над глубиной» - ни одной знакомой фамилии: сплошные австралийские дебютанты!

«Телохранитель киллера» - это уже голливудский продукт, хотя и снятый австралийцем Патриком Хьюзом. Название - чистой воды штамповка, сценарий - тоже: профессиональный телохранитель работает охранником у профессионального киллера, которого все зачем-то стремятся убить, вместо того чтобы поинтересоваться его заказчиками.

 «Телохранитель киллера»

Как водится, темпераменты у них полярные, и к тому же один - белый, а другой - негр. Сплошная «Бабушка легкого поведения», только в жанре экшн… Если только не обратить внимания на то, как эта лента снята. Киллера играет Райан Рейнольдс, телохранителя - Сэмюэл Л. Джексон: два великолепных актера, чей зрительский образ и харизма действительно противоположны друг другу. Актерский ансамбль здесь - решающий аргумент для зрителя.

Конечно, Патрик Хьюз - не Тарантино, но он и не стремился снять «Криминальное чтиво»: здесь от режиссера требуется лишь организовать съемочный процесс и не мешать Рейнольдсу и Джексону представать в своем типичном экшн-амплуа в соответствующей сценарию аранжировке. Все это уже было? Разумеется, было. «Телохранитель киллера» - это и есть старая голливудская сказка, рассказанная на новый лад, даром что не римейк. По большому счету, «Бабушка легкого поведения» могла быть как минимум не хуже. Для этого от создателей требовалось всего ничего - нужно было лишь вовремя вспомнить, что успешную актерскую игру, как правило, демонстрируют профессиональные актеры, а не бывшие кавээнщики и поп-звезды. Не скажу, что получилась бы «Здравствуйте, я ваша тетя!», но попробовать стоило.

Опубликовано: Мурманский вестник от 17.08.2017

Назад к списку новостей

Комментарии

comments powered by HyperComments
Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
57,533668,580172,985372,0079
Афиша недели
Когда кино в коме
Гороскоп на сегодня