Начнем с конца. Как сообщили СМИ, российский сериал «Эпидемия» (16+) вошел в десятку самых популярных на стриминговом сервисе Netflix. И к тому же ленту похвалил сам Стивен Кинг.

И то, и другое - чистая правда. Однако как мог бы оправдаться Иван Сусанин перед поляками: «Ну я ж вас напрямик вел! Кто ж виноват, что по дороге болото попалось!» И вот тут то же самое.

Во-первых, напомню другие наши «эпидемхиты» на Диком Западе: «Папа, сдохни!» (18+) Кирилла Соколова (одно время у него был даже стопроцентный рейтинг положительных рецензий на RottenTomatoes) и «Спутник» (16+) Егора Абраменко. Эстетически и стилистически «Эпидемия» в этот ряд вполне вписывается.

Во-вторых, похвала от Кинга действительно была, но довольно специфическая и по форме, и по стилю: парочка коротеньких рецензий в «Твиттере» с перерывом в один день. Привожу их полностью в собственном переводе:

«К озеру» («К озеру» - англоязычное название «Эпидемии») - прикольный русский сериал на Netflix. Четыре вещи, которые нужно знать о нем:

  1. Там про эпидемию.
  2. Там много снега и мороза (Россия, черт побери).
  3. Все пьют водку.
  4. Маленький спойлер: мелкий всем досаждает».

И вторая:

«Еще три вещи, которые нужно знать про «К озеру»:

  1. Это как спагетти-вестерн, только со снегом и с инфицированными убийцами-русскими.
  2. Оператор сработал круто. Некоторые сцены показаны кверх ногами. Почему? А пес его знает.
  3. Мелкий мальчик все еще всем досаждает».

Так что, да, Кинга «Эпидемия» на самом деле захватила, но записывать посты писателя сериалу в актив я бы не стал.

Думаю, по гамбургскому счету, «Эпидемия» очень плоха. Так что если кто-то хочет, посмотрев ее (сериал сейчас идет на одном из наших телеканалов), удовлетворить свое чувство прекрасного, сильно разочаруется.

Зато, если кому-то захочется сравнить происходящее сейчас, но отнюдь не в России, - «Эпидемия» его очень обрадует. Так, некоторые сцены как будто буквально взяты из блогов русских лондонцев времен разгара первой волны эпидемии. Ну а банды мародеров-насильников, многие из которых больны и не лечатся (потому что нет медстраховки), - тут, думаю, расшифровка не нужна. И соглашусь с Кингом - оператор в «Эпидемии» хорош. В отличие от сценариста и режиссера.

Ну и заодно вспомним парочку хороших примеров спагетти-вестерна. Классика - это итальянские ленты Серджио Леоне, снятые еще полвека назад. В СССР, кстати, спагетти-вестерны было принято всячески ругать - и параллельно снимать свои вариации на тему: это и «Адъютант Его Превосходительства» (6+), и «Табор уходит в небо» (12+), и «Не бойся, я с тобой!» (12+). А вот более-менее современность.

«Соловей-разбойник» (2012, 16+), режиссер - Егор Баранов, сценарист и исполнитель главной роли - Иван Охлобыстин. История романтика-бизнесмена Севастьяна Соловьева, по зову сердца решившего стать разбойником. «Бригада» (18+), доведенная до абсурда.

«Людоед» (1999, 16+), режиссер - Антония Бёрд, в ролях - Гай Пирс, Дэвид Карлайл, Дэвид Аркетт. Середина XIX века, Дикий Запад. Здесь главный герой - американский офицер с посттравматическим синдромом, врагом которого становится сумасшедший первопроходец, открывший «эликсир бессмертия» в виде людоедства. Отличный пример того, что качественный фильм можно сделать даже из самого безумного концепта, если на съемочной площадке работать по-настоящему.

Главная интрига недели - уход Антона Долина из экспертного совета Фонда кино, в котором он участвовал последние шесть лет. Объяснение самого Долина - отсутствие поддержки новаторских, рассчитанных на перспективу, а не коммерческих проектов со стороны совета. Хотя вся критика Фонда кино со стороны СМИ в последние месяцы как раз и заключается в том, что спонсируемые постановки не только не приносят прибыли, но и не окупаются.

Ну и о назревающем скандале - темой его наверняка станет фильм «Блокадный дневник» (12+) Андрея Зайцева, награжденный главным призом Московского кинофестиваля.

Чтобы автора поняли правильно: я буду очень рад, если эту ленту в нашем обществе примут без возражений и если она окажется достойной не только своей награды, но и темы. Однако дело в том, что блокада Ленинграда - любимая для «российских исторических переосмыслителей». К которым, к примеру, принадлежит Алексей Красовский со своим фильмом «Праздник» (12+), тоже вызвавший бурный скандал. И к которым, судя по его интервью, примыкает и Андрей Зайцев. «Блокада неожиданно обрушилась на город, он был парализован, завален снегом. Не было электричества, ничего не работало… В нашем кино нет такого количества фильмов, сколько должно быть снято на эту тему.»

Насчет «ничего не работало»: Андрею Зайцеву уже успели напомнить первые рецензенты и про коллекцию вавиловских семян, и про ленинградский зоопарк, а я рекомендую погуглить гравюры Андрея Ушина - художника-блокадника, который на них (наряду с шокирующими, страшными сценами) запечатлел и бесперебойную работу Кировского завода - центра производства танков КВ.

Ну а в том, что касается кино, я бы не сказал, что три десятка отечественных картин, где поднимается эта тема, так уж мало. Среди них, например, документальный фильм Романа Кармена «Ленинград в борьбе», снятый в 1942 году (Андрей Зайцев, видимо, о существовании этого фильма не знает: «Не работала студия «Лендок», невозможно было проявлять пленки. Камеры вообще разобрали. Очень много хроники пропало, погибло. В том числе и кадры той самой первой блокадной зимы»).

А из художественных лент вспомним «Блокаду» (1974-1981, 12+), режиссер - Михаил Ершов. Первоначально это были два фильма, снятых для кинопроката, позднее их перемонтировали в четырехсерийный телесериал.

Формальной основой «Блокады» стал одноименный роман Александра Чаковского, на деле же он послужил лишь сюжетным скелетом для подробного и исторически точного рассказа о блокаде Ленинграда. И место здесь нашлось и для боевых действий, и для жизни города в экстремальных условиях («Блокадную книгу» Гранин и Адамович создали и издали примерно в те же годы при полной государственной поддержке и одобрении).

Оговорюсь, что тональность и ракурс рассказа здесь - стопроцентно советские.

«Порох» (1985, 16+), режиссер - Виктор Аристов. Снятая в стилистике так называемой ленинградской школы (Алексей Герман, Семен Аранович) картина об одном из эпизодов сражения за Ленинград осенью 1941 года - доставке баржи с порохом из Кронштадта в Ленинград при полном господстве вражеской авиации.

«Балтийское небо» (1960, 12+), режиссер - Владимир Венгеров. А это - скандальный советский фильм на тему блокады Ленинграда. Скандальный, поскольку сценарист и автор литературной основы (одноименного романа) Николай Чуковский экранизацию не принял категорически: дело дошло до статей в центральной прессе. Суть в том, что роман «Балтийское небо» был основан не просто на реальных фактах, но на воспоминаниях Чуковского, и герои там - реальные люди. А у режиссера оказался, что называется, свой взгляд… Сам же фильм посвящен военным летчикам, воевавшим под Ленинградом.