Российские кинематографисты в очередной раз пытаются помериться силами с Голливудом - на экраны выходит постапокалиптическая фантастика «Аванпост» (16+).

Самое удивительное, что на самом-то деле идея вполне разумная. Постапокалиптика в нашем кинематографе была еще тогда, когда в США даже слова такого не существовало. Это и «Сталкер» (12+) Тарковского, и «Письма мертвого человека» (12+) Лопушанского, и «Кин-дза-дза» (0+) Данелии, это и менее известные, но также вошедшие в историю отечественной кинофантастики «День гнева» (12+) и «Конец вечности» (16+). Плюс еще советская постапокалиптическая анимация. То есть традиция-то есть, причем традиция почтенная.

Но идея идеей, однако как эта самая идея реализована? И вот тут очень большие сомнения, идущие уже от официального синопсиса: «…Связь с большей частью населенных пунктов Земли оборвалась. Космонавты передали с орбиты, что видят сверху небольшое пятно в Восточной Европе, по своим очертаниям напоминающее круг. То, что военные находят за границей этого круга, шокирует. Повсюду следы столкновений. Кто или что уничтожает все живое? И как долго продержится последний аванпост человечества?»

А вот теперь просто загляните в любой словарь и прочитайте, что означает в русском языке слово «аванпост» - которое к тому же еще и устаревшее. Вам не кажется, что у сценариста ленты Ильи Куликова в школе по литературе была устойчивая двойка, причем с натяжкой? Учитывая, что Куликов ранее работал почти исключительно на милицейских телесериалах («Глухарь», 16+, «Карпов», 16+, «Полицейский с Рублевки», 16+), а все его попытки перейти на большой экран заканчивались провалами, в будущем «Аванпоста» лично у меня тоже очень большие сомнения.

Конечно, мне могут возразить, что в современном кино сценарий не главное. Что ж, это действительно так, но с одной поправкой - сценарий классического вида. Мало кто знает, но сейчас в Голливуде помимо обычного сценария отдельные сценарии пишутся и для боевых сцен, и для вставных комедийных эпизодов (гэгов), и для сцен со специальными эффектами, и даже для саундтрека делается нечто вроде сценария! И голливудский плохой сценарий - это только плохая идея конкретного фильма, но не его элементов, наш же - это плохой фильм во всех своих составляющих.

Так что все это - аргументы против «Аванпоста». А есть ли аргументы за?

Один из главных - режиссер Егор Баранов, известный прежде всего по франшизе «Гоголь» (16+). И тут внушает оптимизм даже не столько его искусство постановщика, сколько умение работать с драматургией не самого лучшего качества. Как говорится, делать из органических удобрений торт «Птичье молоко». Актерский ансамбль тоже подходящий для фильма подобного жанра: Алексей Чадов, Петр Федоров, Константин Лавроненко, Ксения Кутепова, Артем Ткаченко. В смысле звезд с неба не хватают, но экранной харизмы этим ребятам не занимать.

«Свадебный год» (16+).

Как ни странно, но аналогичные достоинства есть и у еще одной новинки - американской комедии «Свадебный год» (16+) Роберта Лукетича. Лукетич в голливудской табели о рангах - не бог весть что, «Оскарами» или «Золотыми глобусами» никогда не награждался и даже не претендовал на них. Но Лукетич - один из лучших специалистов по работе с молодыми актрисами. Хороший пример - его ранняя лента «Блондинка в законе» (12+): и сценарий туповатый, и режиссура шаблонная, однако Риз Уизерспун (в жизни она, кстати, действительно блондинка) после «Блондинки» стала признанной звездой.

На этот раз Лукетич работает уже с брюнеткой Сарой Хайланд. Остальное - такого же качества, как и в его «Блондинке в законе»: «фотограф из Лос-Анджелеса Мара уверена, что семейная жизнь - не для нее, и наотрез отказывается выходить замуж, но после того, как однажды она подряд поработала на пятнадцати свадьбах, у нее изменилось мнение» - и тому подобное по всем стандартам голливудского ромкома. Но, учитывая прошлое Лукетича, качество «Свадебного года» будет зависеть исключительно от одного элемента - Сары Хайланд. Сможет ли звезда популярного телесериала «Американская семейка» (16+) проявить себя уже как кинозвезда?

«Обратный отсчет» (16+).

Все остальные новинки, как говорится, на любителя. Очередная вариация «Пункта назначения» (16+) - «Обратный отсчет» (16+): все то же самое, только с приложением для телефона. Понятно, что создатели постарались с оригинальностью и добавили сюда еще и «Звонок» (18+), и «Тетрадь смерти» (12+), почему в прокате США лента и прошла довольно неплохо. Но стоит ли тратить время на фильм ужасов с «семейным» рейтингом PG-13? Это вопрос.

«Корпоративные животные» (18+).

Главное достоинство «Корпоративных животных» (18+) - Деми Мур в главной роли «корпоративной стервы»: вспомним ее же в «Разоблачении» (16+). Итак, всеми ненавидимая (она это знает, но ей на это наплевать) глава фирмы устраивает для сотрудников добровольно-обязательную вылазку на природу, в пещеры. Для «усиления корпоративной сплоченности», как пишут в учебниках по менеджменту. И вот там они заблудились, и через какое-то время кошке стали отливаться мышкины слезки… Что хорошо - рейтинг R, то есть нужная степень достоверности гарантирована. Но вот что получилось в итоге - новый «Повелитель мух» (16+) или «Обитель зла» (18+), откуда вырезали все бодрые сцены с зомби, а добавили унылое хождение по темным подземельям? Мировая критика считает, что получилось именно последнее.

«Робокар Поли: приключения в Брумтауне» (0+).

Ну и исключительно для детей - корейская анимационная лента «Робокар Поли: приключения в Брумтауне» (0+). Исключительно для детей - буквально: вы же не посвящаете большую часть своего времени играм с китайскими игрушками-трансформерами? Или все-таки посвящаете? В последнем случае вам «Робокар Поли», безусловно, понравится, поскольку эта лента от первого до последнего кадра - продакт-плэйсмент ваших любимых игрушек. Представляете - вот взяли сюжеты ваших излюбленных игр с трансформерами и воплотили на экране!

Первоклассно. И это тоже в самом прямом, а отнюдь не в переносном значении.