22.02.2018 / Киноафиша

Так по-разному средние фильмы

«Все деньги мира»
С одной стороны, понятие о средней величине всегда относительно. По крайней мере формально считается необходимым, говоря о чем-то среднем, всегда уточнять - в связи с чем мы что-то считаем средним. С другой стороны, в обиходе под средней величиной всегда понимается нечто постоянное, универсальное и понятное без дополнительных разъяснений. И это мы имеем в виду, когда говорим о некоем среднем фильме.
С одной стороны, понятие о средней величине всегда относительно. По крайней мере формально считается необходимым, говоря о чем-то среднем, всегда уточнять - в связи с чем мы что-то считаем средним. С другой стороны, в обиходе под средней величиной всегда понимается нечто постоянное, универсальное и понятное без дополнительных разъяснений. И это мы имеем в виду, когда говорим о некоем среднем фильме.
Что ж, на этой неделе все новинки проката можно отнести к «среднему» кино. Вот только у каждой из этих лент ее средний уровень абсолютно разный, хотя в целом это все - кинематографическое «среднее арифметическое».
Начнем этот обзор мы с детективной драмы «Секретное досье» (16+). Рецепт ее приготовления чрезвычайно прост. В один фильм поместили постоянных для Спилберга оператора Януша Каминского, композитора Джона Уильямса, актера Тома Хэнкса, добавили туда Мэрил Стрип на главную женскую роль и самого Спилберга в качестве режиссера, а главной сюжетной линией избрали самоотверженную борьбу американских журналистов за демократические права и свободы в 1970-е годы, во времена Уотергейтского скандала.
Итог - масса положительных рецензий, шесть номинаций на «Золотой глобус» (все - безуспешно) и дважды - на «Оскар» (лучший фильм и женская роль; скорее всего, не обломится и здесь). Так или иначе, на экране и за ним  здесь сплошь голливудские живые классики - как и во всех спилберговских лентах уже лет двадцать. Почему же мы называем «Секретное досье» средним фильмом? А вы попробуйте на секунду забыть о запредельном суммарном количестве завоеванных создателями «Секретного досье» «Оскаров». Стоит проделать эту процедуру, как в голову сразу приходит вопрос: а как вообще было возможно снять такую ленту всерьез?
Скандалы, связанные с обвинениями ведущих американских СМИ в фальсификациях, в последние годы стали обыденными, и сатирическая комедия здесь просто-таки напрашивается. А Спилберг снимает старомоднейшую производственную драму - в итоге получается средний фильм самого успешного кинорежиссера США, претендующий на главный «Оскар».
Одновременно на отечественные экраны выходит картина «Все деньги мира», снятая другим живым классиком, Ридли Скоттом. Параллели продолжаются в том, что это тоже детективная драма, основанная на реальной истории и также относящаяся к семидесятым. Тогда в Риме похитили внука богатейшего человека на Земле Пола Гетти, а тот наотрез отказался платить. «Все деньги мира», как и «Секретное досье», выдвигались на престижные академические призы (пока тоже безуспешно), однако реакция критики оказалась намного более эмоциональной.
Дело в том, что Ридли Скотт в известной степени пошел здесь против течения. Когда современный киногерой совершает поступок, аналогичный совершенному в реальности Полом Гетти, сценарист и режиссер, как правило, находят этому тысячи разумных обоснований. Скотт также смягчает акценты, но все же мерзавца называет мерзавцем, а не «человеком, вынужденным роковыми обстоятельствами к аморальным деяниям».
При этом Гетти по фильму не протагонист и даже не антагонист, а второплановый персонаж: как если бы в шекспировском «Короле Лире» заглавного героя, сохранив его влияние на сюжет, превратили в нечто вроде фона. Потому-то и оценки «Всех денег мира» довольно сдержанные. Его достоинства охотно признаются, много похвал расточается в адрес актеров - Мишель Уильямс, Марка Уолберга и особенно Кристофера Пламмера, сыгравшего Гетти, а также самого Ридли Скотта, сумевшего на девятом десятке лет (!) поднять этот трудный проект. Однако все эти количественные плюсы картины не переходят в качество, и «средний фильм Ридли Скотта» так средним фильмом и остается. Если ты снял «Чужого», «Тельму и Луизу» и «Гладиатора», то с тебя и спрос особый.
В отличие от «Секретного досье» и «Всех денег мира» криминальная комедия «Ночные игры» (18+)является средней американской картиной сама по себе. Хорошо интерпретированный, но в целом стандартный сюжет (игровое преступление, постепенно трансформирующееся в настоящее), профессионально-безликая режиссура, средний по величине бюджет. Если бы не сыгравшие главные роли Джейсон Бейтман и Рейчел Макадамс, взгляду просто не за что было бы в «Ночных играх» зацепиться. С другой стороны, именно по таким картинам лучше всего заметен главный козырь американского кино - отработанный до автоматизма производственный цикл. Все сделано строго по правилам - ни малейшей оригинальности, но и никакого тяп-ляп.
А вот средний наш фильм выглядит совершенно иначе, и таковым с полной уверенностью можно назвать фантастическую мелодраму «Рубеж» (12+). Сценарий Александра Шевцова, автора дилогии «Мы из будущего»: как и там, здесь тоже будут неожиданные провалы во времени лет эдак на пятьдесят назад. Режиссер - Дмитрий Тюрин, известный преимущественно по сериалам («Ласточкино гнездо»), но несколько раз награждавшийся и на фестивалях - правда, только внутрироссийских. В главной роли Павел Прилучный, известный по сериалу «Мажор», как, впрочем, и почти все остальные актеры этой ленты. Шедевр снять никто не пытался, но зато и про необходимость сценария, режиссуры и актерской игры тоже не забыто - это и есть средний российский фильм. Впрочем…
Впрочем, иногда средний российский фильм может быть и совсем иным - доказывает же это своим творчеством «Квартет И». В их очередной ленте, «О чем говорят мужчины. Продолжение», сценарий укладывается в одну почти классическую фразу - путешествие из Москвы в Санкт-Петербург, а режиссура и актерская игра отсутствуют как факт. Зато весь фильм - это диалоги, которые можно бесконечно цитировать по поводу и без повода. Такие картины - чисто национальная специфика отечественного кино: сомневающимся рекомендую вспомнить «По семейным обстоятельствам» и попробовать найти там, например, актерскую игру по Станиславскому.
И в заключение - среднестатический мультфильм. «Гномы в доме» (6+), очередная 3D-графика от режиссера «Реальной белки», который тогда вдохновлялся «Ледниковым периодом», а сейчас, судя по названию, вспоминает «Одного дома», а по сюжету - «Корпорацию монстров». В некий старинный особняк переезжает семья, и девочка из этой семьи к своему ужасу обнаруживает, что украшающие дом фигурки гномов вовсе не украшение, а сам дом - это еще и портал в другое измерение, из которого в наше так и норовят пробраться всевозможные монстры. Назревает великая битва за контроль над порталом… Что ж, вкусы бывают разные, но, по-моему, «Корпорация монстров» была гораздо остроумнее и изобретательнее. С другой стороны, она была шедевром, ну а «Гномы…» - никакой не шедевр. Просто обычное среднее анимационное кино для лиц старшего дошкольного и младшего школьного возраста - и ни для кого, кроме них.

Опубликовано: Мурманский вестник от 22.02.2018

Назад к списку новостей

Новости региона
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
66,433775,389077,300673,1697
Афиша недели
Вселенная комиксов
Гороскоп на сегодня