Сначала - удивительная новость из-за океана. В США решили кардинально поменять правила отбора на «Оскар». Речь идет пока только об отборе на одну номинацию, но самую главную и престижную - «Лучший фильм». Коснется это не процедуры, а критериев, и до 2024 года будет переходный период, чтобы все привыкли к новым правилам.

По ним на «Оскар» за лучший фильм сможет претендовать лишь картина, в которой соблюдены квоты по меньшинствам - расовым, этническим, гендерным и всем прочим.

Как называли это в СССР - «награда по хорошей анкете». Понятно, что официально объясняется это благородно: «Эти стандарты рассчитаны на то, чтобы на справедливой основе обеспечить разнообразие людей на экране и вне его с целью отразить различия среди кинозрителей». Ну а в итоге что мы получим?

Теперь от борьбы за «Оскар» автоматически отсекаются малобюджетные (в США их зовут «независимые») и иностранные картины. Без обид, чистая коммерция. Ведь для того, чтобы соблюсти все квоты и при этом снять хороший фильм, нужно вложить очень солидные средства в отбор кадров.

Так что прошлогодняя ситуация, когда «Оскар» получил южнокорейский (а не американский) фильм «Паразиты» (18+), более не повторится. И «Оскары» будут получать только правильные картины, снятые на студиях крупных голливудских корпораций.

«Паразиты» (18+).

А сейчас обратимся к содержанию мурманской киноафиши. Что нового нам приготовлено на этой неделе?

В первую очередь обратим внимание на картину «Персона» (16+). Ее показывают в рамках повторного проката мировой классики, и это кино смело можно назвать фильмом-антидотом. Противоядием против всего того мусора, который зрителю навязывается как «современная классика» тем же Венецианским фестивалем в том числе (где до «Земли кочевников» (18+) последовательно награждали «Форму воды» (18+) и «Джокера» (18+), да и не только им.

Предупреждаю, «Персона» (16+), как и любой антидот, не развлечение и не десерт, так что, если хотите посмотреть, готовьтесь полтора часа думать. И читать субтитры - картина идет в оригинале. Режиссер - Ингмар Бергман, в главных ролях - Лив Ульман, Биби Андерссон.

«Персона» (16+).

«Конек-Горбунок» (6+) у отечественного зрителя вызвал крайнее подозрение уже трейлером. Очень странный Конек-Горбунок, до прямого сходства напоминающий Осла из «Шрека» (6+), плюс заявления продюсеров, что они для усиления развлекательности, мягко говоря, скорректировали сюжет сказки Ершова. Тем более что режиссер нового «Конька-Горбунка» Олег Погодин ранее со сказками не работал, а специализировался в основном на криминальных и приключенческих сериалах.

Обнадеживающее обстоятельство - продюсер - многоопытный Сергей Сельянов, создатель единственной в российском кино успешной сказочной анимационной франшизы, известной как «цикл о трех богатырях».

Однако наш «Конек-Горбунок» - не анимация, а игровое кино. Иван-дурак - Антон Шагин, царь - Михаил Ефремов, царь-девица - Паулина Андреева, Конька озвучивает Павел Деревянко.

О качестве отечественной комедии «Спасите Колю!» (12+), думаю, понятно уже по ее официальному синопсису: «У студентки Маши Матушкиной - большая проблема: вырастивший ее в одиночку отец командует военкоматом. Из-за этого ни один парень возле Маши надолго не задерживается - один за другим они уезжают проходить армейскую службу по призыву в самые дальние уголки России. И хотя Маша искренне любит своего упрямого папу, столкновение характеров неизбежно…» Ну и так далее. Военкома играет Дмитрий Нагиев, режиссер - Дмитрий Губарев (снявший до того сериал «Физрук» (16+) с тем же Нагиевым).

«Спасите Колю!» (12+).

Британской актрисе Розамунд Пайк после «Исчезнувшей» (16+) Дэвида Финчера, видимо, полюбилось играть мошенниц. Так что встречаем криминальную комедию с недвусмысленным названием «Аферистка» (18+). В заглавной роли - Пайк (ее героиня специализируется по богатым пенсионеркам), также в ролях - Питер Динклэйдж (тот самый, который Тирион Ланнистер в «Игре престолов», 16+).

«Аферистка» (18+).

За неимением гербовой пишем на простой - за неимением американских блокбастеров зрителю предлагается фантастический боевик «Воздушный бой» (16+). Все здесь, как в типовом блокбастере, только бюджет раз в десять меньше. 1942 год, американский бомбардировщик летит над Тихим океаном с крайне секретным грузом, глава экипажа - капитан Мод Гарднер (женщина!)…

«Воздушный бой» (16+).

И тут - эскадрилья японских истребителей! И тут - чудовище-гремлин на борту самолета. На imdb «Воздушный бой» почему-то заминусовали - 4,7/10. То ли потому, что фильм плохой, то ли потому, что Хлоя Грейс Морец - нормальная белая женщина, да еще и родом из «южной» Джорджии.

Тема «секретных тюрем» ЦРУ в Голливуде если и затрагивалась, то мимоходом и в основном в трэше - можно вспомнить разве что боевик «Без лица» (16+) и малобюджетку «Гарольд и Кумар: побег из Гуантанамо» (16+). Ну и вот сейчас в драме «Мавританец» (18+) эту тему затронуло американское «большое» кино. На реальных фактах, про ту самую тюрьму в Гуантанамо, которую отменяли, отменяли, да так и не отменили со времен Обамы, и про одного из ее заключенных, мавританца Мохаммеда Ульд Слахи, которого без суда и следствия упаковали в тюрягу на 12 лет, и как он после освобождения пытался всех засудить (спойлер - реальный Ульд Слахи не засудил).

«Мавританец» (18+).

В принципе такие судебные драмы в Голливуде выпекают как на конвейере, и если вы видели одну, то видели все. Так что, если здесь что и вдохновляет на просмотр кроме актуальной темы - Джоди Форстер и Бенедикт Камбербэтч в ролях второго плана и режиссер Кевин Макдональд (постановщик «Последнего короля Шотландии», 16+).

Напоследок для любителей фильмов ужасов - роуд-хоррор «Поворот не туда: наследие» (18+). Этих поворотов не туда накопилась целая франшиза (их снимают аж с 2003 года), и сделаны они по единому лекалу - кто-то с кем-то зачем-то едет туда, куда Макар телят не гонял, а там и злой Макар с топором, и телята, которые волки, и все другие кровожадные прелести сельскохозяйственной жизни. Рейтинг у новой ленты «R/18+», так что ценители «мяса» наверняка будут довольны.

«Поворот не туда: наследие» (18+).