Просматривая очередные рецензии на новинки проката, наткнулся на заголовок «Вратарь Галактики» (6+) не окупил госрасходов».

Госрасходы на кино в России - это, как правило, кредит, который дали именно на кино и который нужно возвращать. Почему кое-кто не возвращает - другой вопрос, мы сейчас не об этом. А о том, что всего лишь на третий уикенд проката, да еще и для такого крупнотоннажного фильма, как «Вратарь Галактики», можно только предположить, а не уверенно заявить. Еще далеко не во всех регионах России открылись кинотеатры; еще не было мирового проката; картина не показывалась онлайн и на телевидении…

Самое забавное, что автор рецензии, делая такое громкое заявление, основывался исключительно на данных одного лишь третьего уикенда.

Так что актуальный совет: читая рецензию, обращайте внимание и на интеллект рецензента. Ошибиться может каждый (автор этих строк в одной из статей как-то назвал актера - актрисой), но когда ошибки делаются, как говорится, на школьном уровне…

Это к тому, что доковидный Голливуд - основа мировой киноиндустрии - представлял собой классическую финансовую пирамиду. И сейчас, чтобы она не рухнула (так, вышедшему на прошлой неделе «Доводу» (16+) Кристофера Нолана, чтобы окупиться, нужно собрать в мировом прокате как минимум полмиллиарда долларов), за океаном будут прибегать к самым грубым и циничным способам манипуляции зрителями. А учитывая, что в Европе самый большой кинорынок российский… скажем, в заголовках нашей прессы по поводу «Довода» можно найти и «Является ли Кристофер Нолан гением?» Причем заголовок этот, как ни странно, не авторский, а редакционный.

Напомню, что агрегатор кинорецензий Rotten Tomatoes, на чей рейтинг многие обращают внимание в первую очередь, - собственность «Уолт Дисней Пикчерс». И уже был замечен в манипуляциях с подсчетом положительных и отрицательных рецензий. Так что, зрители, будьте бдительны.

Любопытно, что нам придется столкнуться с тем, что в художественной критике зовется словами, оканчивающимися на «-панк» - киберпанк, паропанк, рибопанк и так далее.

Но сначала вспомним о первоисточнике - «Сид и Нэнси» (1986, 18+) режиссера Алекса Кокса, в главной роли - Гэри Олдмен.

«Сид и Нэнси» (18+).

Биографическая драма о жизни великого и ужасного Сида Вишеса, музыканта легендарной рок-группы «Секс пистолз», героя многочисленных скандалов. Первая главная роль Гэри Олдмена, в жизни которого, кстати, скандалы случались столь же часто.

Многие музыкальные критики утверждают, что вклад панк-движения в рок-музыку сравним с битловским - именно потому, что в музыкальной сфере для панков не было никаких правил и законов.

Ну а сейчас перейдем к самому первому фильму в стиле киберпанк - «Военные игры» (1983, 16+) режиссера Джона Бэдхема, в главной роли - Мэтью Бродерик. А это первая главная роль Мэтью Бродерика. Здесь он сыграл школьника - фаната компьютеров, случайно связавшегося с другим компьютером и решившего поиграть с ним в третью мировую войну. Только вот этот компьютер был из Пентагона.

«Военные игры» (16+).

В наши дни «Военные игры» - настоящий цивилизационный артефакт. Через год после премьеры стал массово выпускаться компьютер «Макинтош», и тогда же возник прообраз будущего Интернета - свободная сеть, объединявшая вычислительные центры и университеты. Представляете, тогда даже слова «интернет» не было!

Термин «паропанк» для многих наверняка покажется странным и даже глупым. И потому теперь перейдем к фильму именно в этой стилистике, «Дикий, дикий Вест» (1999, 12+) режиссера Барри Зонненфельда, в ролях - Кевин Клайн, Уилл Смит, Кеннет Брана, Сельма Хайек.

Картина эта провалилась в прокате, и вполне закономерно в США ей присудили пять «Золотых малин». Провалившиеся блокбастеры там всегда называют худшими фильмами года, ну и наоборот. Особенно это стало заметно в последнее время, когда шедеврами объявили «Черную Пантеру» (16+) и «Джокера» (18+).

Если отвлечься от коммерческих показателей, то «Дикий, дикий Вест» - чистейший образец паропанка. 60-е годы XIX века, везде еще царят паровые машины, и в это время некий злодей, как водится, мечтающий о мировом господстве, доводит паровые технологии до технологического абсурда.

В общем, накормите Жюля Верна несъедобными грибами - и на выходе получится классический паропанк.

«Первые на Луне» (2005 г., 12+) режиссера Алексея Федорченко. Единственный пример паропанка в документалистике. Чисто формально, разумеется, он к нему не принадлежит (действие происходит в 1930-е годы, когда эпоха пара давно миновала), однако эстетически любой рассказ о великих технологиях прошлого - это и есть паропанк.

«Призрак в доспехах» (16+).

Вернемся к киберпанку. «Призрак в доспехах» (1995 г., 16+) режиссера Мамору Осии. Анимэ, время действия - где-то в середине XXI века, а герои - бойцы спецотряда полиции, борющиеся с преступлениями в области технологий.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что японская анимация, взятая в целом, как художественное явление - натуральный панк. Поэтому во всех анимэ, относимых к тому или иному субжанру фантастики, мы наверняка найдем ту или иную жанровую примесь. Где-то это фэнтези (скажем, в «Небесном замке Лапута» (12+) Хаяо Миядзаки), а здесь - рибопанк. «Человек тьмы» (1990, 16+) режиссера Сэма Рэйми, в ролях - Лиам Нисон, Фрэнсис Макдорманд.

Первая главная роль Лиама Нисона (прорывный «Список Шиндлера» (16+) - это только 1993 год), и одна из первых крупных ролей Фрэнсис Макдорманд (ее «Фарго» - 1995, 16+). По сюжету здесь все сводится к химии - на лабораторию ученого-химика нападает банда гангстеров, и он, пользуясь своими знаниями, решает им отомстить и для этого преображает себя в сверхчеловека. Однако без генной инженерии сделать это невозможно, а значит, перед нами - рибопанк (от «дезоксирибонуклеиновой кислоты»).

Между прочим, знаменитая трилогия Сэма Рэйми «Зловещие мертвецы» (18+) чисто технологически тоже о генной инженерии (с примесью паропанка). Да и снятая им дилогия о «Человеке-Пауке» (12+) - тоже. Так что Сэм Рэйми - единственный в мире режиссер, постоянно снимающий в стиле рибопанк.

«Прибытие» (2016, 16+) режиссера Дени Вильнева, в главной роли - Эми Адамс.

«Прибытие» (16+).

В ожидании «Дюны» (16+) Дени Вильнева вспомним его «Прибытие» - первый в истории кинофантастики фильм в стиле филологического панка. На Землю прибывает корабль инопланетян, освоение языка которых открывает перед землянами в буквальном смысле все тайны прошлого и будущего…

По смыслу «Прибытие» - «Солярис» (12+) наоборот: Андрей Тарковский сделал грустную экранизацию бодрого романа Станислава Лема, а Вильнев грустный роман Теда Чана превратил в настоящую оптимистическую трагедию. Что еще их роднит? Ни тот, ни другой, переосмысляя первоисточник, от его буквы не отклонились ни на йоту. Так что на будущую «Дюну» я возлагаю большие надежды.

«Тьма» (2017-2020, 16+), режиссер - Баран бо Одар. Германский телесериал, ставший сенсацией жанра, причем как раз с применением всевозможных временных петель (и без всяких русских олигархов). Драматургически - «Твин Пикс» (16+), в который ненароком забросили машину времени; учитывая, что все растянуто на три сезона, смотреть «Тьму» - удовольствие специфическое. Однако все же рейтинг «Тьмы» на imdb - 8,8/10: настоящий сумрачный германский гений!