06.04.2017 / Киноафиша

Великая битва за космос

Минувшая неделя ознаменовалась событием, которое иначе как великой битвой за космос назвать нельзя, хоть и происходило оно всего лишь за киноэкраны. В правом углу ринга - Министерство культуры России, в левом - отечественные прокатные компании. Ударил гонг - и сражение закипело!

Суть в следующем: с кем будет конкурировать наша картина о полете в космос Алексея Леонова «Время первых», с «Форсажем 8» или с чем-то другим? Вопрос не такой странный, как может показаться. Дело в том, что выпуск на экраны любого голливудского блокбастера всегда заранее обуславливается определенным количеством сеансов, в том числе обычно не менее двух вечерних. Поскольку же голливудские блокбастеры, как правило, длинные («Форсаж 8» - 136 минут), а сутки не резиновые, то остальным картинам остается известная пальцевая комбинация с маслом.

Диктат монополистов чистой воды, на который Министерство решило ответить своим диктатом, заявив, что «Форсаж 8» получит прокатное удостоверение не раньше 20 апреля. После долгих переговоров Минкульт таки разрешил выпустить «Форсаж 8» на экраны неделей раньше, но лишь при условии выделения определенного количества сеансов для «Времени первых».

В этой битве трудно определить правых и виноватых. Тем не менее в конечном итоге выиграл зритель, хотя бы потому, что самые удобные сеансы не будут «забиты» одной и той же лентой.

Ну а теперь перейдем к самой картине. «Время первых» - продюсерский проект Тимура Бекмамбетова. Проект очень рискованный. Фильмы про освоение космоса очень требовательны к логистике и затратны по бюджету, что связано с необходимостью тщательной исторической реконструкции. А потом, наличие таких образцов жанра, как «Аполлон-13» и «Гравитация», предъявляет повышенные требования и к драматургии, и к режиссуре, и к актерской игре, и к специальным эффектам.

С первым, третьим и четвертым у «Времени первых» все в порядке. Одним из авторов сценария был Юрий Коротков, получивший известность еще в советские времена («Авария - дочь мента»), в ролях - Евгений Миронов, Константин Хабенский, Владимир Ильин, визуальные эффекты разрабатывались полтора года, а технические консультанты были прямо из Роскосмоса.

А вот с режиссурой - проблемы. Первоначально «Время первых» снимал Юрий Быков («Майор», «Дурак»), известный своими профессиональными достижениями не только в России. Он успел снять примерно две трети картины. Потом, как объяснял сам Быков в интервью «Труду», приехал из США Бекмамбетов, бывший не в духе: только что подряд провалились две ленты - и им снятый «Бен-Гур», и им спродюсированный «Он - дракон».

Бекмамбетов отстранил Быкова, а вместо него на досъемки поставил Дмитрия Киселева. Быков мягко говорит, что «Киселев умеет снимать экшн»: учитывая, что экшн в фильмографии Киселева - «Черная молния» плюс разнообразные «Елки», замечание немного двусмысленное. Так что, чего ждать от «Времени первых», неясно, ведь если Юрий Быков по режиссерскому уровню, хоть и с оговорками, но сравним с Альфонсо Куароном и Роном Ховардом, то Киселев едва ли. Что ж, будем надеяться на снятые Быковым две трети фильма и что знаменитое «хотели как лучше…» к этому проекту не относится.

В конкурентах у русского космического блокбастера три ленты, в сравнении с его размахом достаточно камерные, хотя и не артхаус. Комедию «Красиво уйти» можно было бы назвать американским вариантом «Старых кляч» Эльдара Рязанова, если бы она не была римейком одноименной картины Мартина Бреста 1979 года, снятой за двадцать лет до рязановской ленты. Ну а так - все то же самое, только вместо мошенника-риелтора - банк, и вместо женских персонажей (как и у Бреста) - мужские. Сыграли их настоящие голливудские динозавры - Майкл Кейн, Морган Фримен и Алан Аркин, плюс второплановый Кристофер Ллойд (Док в «Назад в будущее»).

Адаптацию сценария провел Тед Мелфи, номинировавшийся на «Оскар» за «Скрытые фигуры», и лишь режиссер, Зак Брафф, с несколько противоречивой репутацией. Впрочем, в Голливуде такие фильмы традиционно снимают почти на автомате, так что испортить дело не смог бы, наверное, даже Уве Болл.

Самая экстравагантная картина недели - «Последствия». Снимал малоизвестный английский режиссер Эллиот Лестер, зато в продюсерах - культовый гений Даррен Аронофски. В главной роли - Арнольд Шварценеггер, но это не боевик, а психологическая драма. В последние годы у Шварца нежданно-негаданно прорезался актерский талант (это не шутка, не верите - почитайте отзывы на «Зараженную»), «Последствия» - из его драматической серии. На этом кинематографическая экстравагантность заканчивается, и начинается сюжетная, поскольку в основе сценария трагическая история авиакатастрофы над Боденским озером и убийство авиадиспетчера Нильсена. Главные герои, правда, носят совсем иные имена, но откуда уши растут у сценария - секрет Полишинеля.

И напоследок - редкая птица, долетевшая до российского кинопроката: испанская историческая драма «Королева Испании» Фернандо Труэбы («Изящная эпоха»), которая вовсе не про королеву Испании, а про «Королеву Испании», фильм, снимаемый в 1950-х годах в Испании, в котором главную роль играет кинозвезда Макарена Гранада (Пенелопа Крус). Поскольку, во-первых, это сиквел (продолжение ленты 1998 года «Девушка твоей мечты», снятой тем же Труэбой), и поскольку лента была умеренно оценена в самой Испании, из достижений - номинация на национальную премию «Гойя» Пенелопы Крус. Рекомендовать ее можно лишь любителям испанского кино (там Труэба - чуть ли не живой классик) и фанатам Пенелопы Крус. Хотя лично мне она больше нравится у Альмодовара.

Опубликовано: Мурманский вестник от 06.04.2017

Назад к списку новостей

Новости региона
Погода
Мурманск
Апатиты
Кандалакша
Мончегорск
Никель
Оленегорск
Полярные Зори
Североморск
Оулу
Тромсе
Курсы валют
$10 NOK10 SEK
63,274673,480876,982071,0129
Афиша недели
Вне поля зрения
Гороскоп на сегодня